Версии и возможные причины катастрофы Boeing 737 в Перми

По сообщению главы следственного комитета прокуратуры России Александра Бастрыкина на данный момент предварительной причиной катастрофы является отказ правого двигателя.

Расследованием катастрофы самолета Boeing 737-500 в Перми занимается Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре России (ГСУ СКП). Уголовное дело по факту катастрофы заведено по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности полетов).
Вместе со следователями СКП РФ во главе с Александром Бастрыкиным на месте падения самолета работают специалисты-взрывотехники и эксперты 13-го НИИ Минобороны, которое расследует авиакатастрофы. Также для расследования причин катастрофы Boeing 737-500 создана комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Вчера и сегодня в Пермь также прибыли технические специалисты компании Boeing и представители американской национальной комиссии по безопасности на транспорте
Как сообщили в СКП, на месте катастрофы были найдены два бортовых самописца, которые называют также "черными ящиками". На них фиксируются технические параметры полета, а также возникающие на борту неисправности, в том числе нарушения температурного режима, попросту говоря – пожары. "Черные ящики" отправлены в Москву, начата их расшифровка.
По словам официального представителя СКП Владимира Маркина, следствие рассматривает около десятка версий. Министр транспорта Игорь Левитин, возглавляющий правительственную комиссию по расследованию, катастрофы ранее сообщал, что нет никаких свидетельств, что это был теракт. К такому же предварительному выводу пришли и специалисты ФСБ. СКП будет проверять, так ли это, однако и там считают, что теракт вряд ли стал причиной катастрофы. Основными версиями на данный момент являются человеческий фактор и отказ техники
Как сообщает "Интерфакс", председатель следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин объявил, что в качестве основной версии крушения самолета Boeing 737-500 в Перми рассматривается неисправность правого двигателя. По утверждению Бастрыкина, неисправность двигателя "повлекла его возгорание и, как следствие, взрыв и разрушение авиалайнера". Глава СКП добавил, что версия теракта пока также рассматривается следователями, хотя не является основной.
Между тем, руководство компании "Аэрофлот" заявило, что при вылете Boeing был исправен. "Самолет не имеет каких бы то ни было показателей, которые бы затрудняли выполнение рейса", – заявил официальный представитель "Аэрофлота" Лев Кошляков.
"Даже если у Boeing отказал один двигатель, его можно было посадить. На случай серьезной неисправности или возгорания авиадвигателя у экипажа есть четкие инструкции, согласно которым необходимо отключить неисправный двигатель. В то же время конструкция самолета Boeing 737 обеспечивает выполнение безопасного полета и при одном работающем двигателе. Таким образом, если версия о возгорании двигателя верна, то можно предположить, что пожар затронул не только двигатель, но и другие жизненно важные системы самолета", – заявил ИТАР-ТАСС авиаэксперт Олег Пантелеев.
Сразу после трагедии ряд экспертов высказал мнение, что погибший авиалайнер взорвался еще в воздухе. Такое предположение сделал известный летчик-испытатель Анатолий Квочур. Он сообщил "Интерфаксу": "Судя по всему, самолет горел уже в воздухе. Об этом говорит, в частности, очень большой разброс обломков. Не исключено, что в воздухе самолет уже взорвался". Квочур предположил, что экипаж мог столкнуться, например, с отказом одного из двигателей, который затем загорелся, а огонь стал причиной взрыва топлива. Эту версию подкрепляют и свидетели падения самолета, которые видели пылающий Boeing.
Директор по связям с общественностью компании Boeing Russia Дмитрий Хрол сообщил в интервью телеканалу "Вести-24", что Boeing-737 – один из самых надежных самолетов за всю историю гражданской авиации. "На сегодняшний день выпущено более 5800 самолетов этой марки. Существует специальный общепринятый отраслевой показатель, на основе которого оценивают безопасность самолета. Им является количество так называемых полных потерь, невозможности восстановления самолета, на миллион вылетов. На конец 2007 года коэффициент потерь у семейства "Боинг-737" составлял. 0,74 - менее 1 самолета на миллион вылетов. Общий коэффициент у мирового парка реактивных самолетов - 1,64. Показатель аварийности у модели 737-500 вообще равняется 0,05, то есть это 1 самолет на 2 миллиона вылетов", – утверждает представитель Boeing Russia.
Еще одна из основных версий – человеческий фактор. По данным местной диспетчерской службы, пилот перед посадкой вел себя "неадекватно". Руководитель полетами пермского аэродрома Большое Савино Ирек Бикбов сообщил в эфире Первого канала, что пилот Boeing 737 сделал несколько непонятных маневров. В частности поднял самолет, когда от него требовали снизиться, пошел на правый разворот, после того, как его просили отвернуть влево, но при этом пилоты утверждали. что на борту все в порядке. Затем высота полета стала резко уменьшаться, а экипаж не выходил на связь
Ирек Бибиков: "Где-то когда высота была 600, я услышал крик: "А-а-а, п…ц!" Я ответил пилоту: "Сохраняйте 600!" Высота по локатору была именно такой. Он на это не отвечал".
Коллеги погибшего 34-летнего командира экипажа Родиона Медведева сообщили, что он был опытным летчиком и только на Boeing налетал более 1200 часов. Они сомневаются, что пилот такого высокого класса мог совершить ошибку или вовсе мог быть неадекватен.
В любом случае, следователи СКП будут проверять все имеющиеся версии. По словам Александра Бастрыкина, следствие может занять пять-шесть месяцев.
Самолеты "Боинг-737"
Пассажирский самолет "Боинг-737" серийно выпускается с 1967 года. Он является самым массово изготовляемым реактивным пассажирским самолетом за всю историю пассажирского авиастроения – до сих пор было изготовлено 5109 таких самолетов.
Трагедия в Перми стала 138-й авиакатастрофой в истории эксплуатации "Боинг-737", в результате этих аварий погибло более 3760 человек.
6 марта 2003 года при взлете из аэропорта г.Таманрассет (Алжир) разбился пассажирский самолет "Боинг-737" компании "Эр Алжери". Из 103 человек, находившихся на борту, уцелел один.
8 июля 2003 года неподалеку от г.Порт-Судан (Судан) разбился самолет "Боинг-737" компании "Судан эйруэйз". Из 116 человек, находившихся на его борту, в живых остался двухлетний ребенок.
3 января 2004 года над Красным морем в 15 километрах от побережья Египта потерпел катастрофу самолет "Боинг-737" частной египетской авиакомпании "Флэш-Эйр". Самолет совершал рейс Шарм-эш-Шейх - Каир - Париж, все находившиеся на его борту 148 человек (135 французских туристов и 13 членов экипажа) погибли.
3 февраля 2005 года в Афганистане разбился пассажирский самолет "Боинг- 737" частной афганской авиакомпании "Кам эйр". Все 104 человека погибли.
14 августа 2005 года при подлете к Афинам (Греция) потерпел катастрофу "Боинг-737" частной кипрской авиакомпании "Илиос", совершавший рейс Ларнака-Афины-Прага. Погибли все находившиеся на его борту 115 пассажиров и 6 членов экипажа. По мнению экспертов, пассажиры и пилоты замерзли из-за разгерметизации кабины и салона самолета и умерли еще до удара лайнера о землю.
В ночь с 23 на 24 августа 2005 года в нескольких километрах от аэропорта Пукальпа в центральной части Перу разбился "Боинг-737" перуанской авиакомпании "Танс". На борту самолета находились 100 человек – 93 пассажира и 7 членов экипажа. 48 человек погибли.
5 сентября 2005 года в результате катастрофы "Боинга-737-200" в индонезийской провинции Северная Суматра погибли все находившиеся на его борту 117 человек.
29 сентябре 2006 года "Боинг-737" бразильской авиакомпании "Гол" столкнулся над территорией Амазонии с самолетом бизнес-класса "Легаси" производства бразильской "Эмбраер". Погибли все 154 пассажира и члена экипажа "Боинга". Пассажирам и экипажу "Легаси" удалось спастись, совершив благополучную посадку. Эта трагедия стала самой крупной по числу жертв катастрофой с самолетами типа "Боинг-737".
29 октября 2006 года самолет нигерийской компании "Эй-ди-си эйрайнз" упал при взлете в условиях порывистого бокового ветра в аэропорту Абуджи (Нигерия). Погибли 97 человек, четыре пассажира выжили.
1 января 2007 года самолет индонезийской авиакомпании "Адам эйр", совершавший рейс с острова Ява на остров Салавеси, упал в Яванское море. Погибли 96 пассажиров и шесть членов экипажа. Причиной катастрофы была признана ошибка летчиков, не имевших достаточной подготовки.
7 марта 2007 года в аэропорту индонезийского города Джокьякарата загорелся самолет местной авиакомпании "Гаруда", на борту которого находилось 140 человек, 22 человека погибли.
5 мая 2007 года в аэропорту Дуала (Камерун) потерпел аварию самолет компании "Кения эйруэйз", совершивший посадку по пути из Найроби (Кения) в Адиджан (Кот-д’Ивуар). Погибли 114 пассажиров и членов экипажа.
24 августа 2008 года в аэропорту "Манас" столицы Киргизии Бишкека потерпел аварию самолет киргизской авиакомпании "Итек эйр", совершавший рейс в Иран. Погибли 64 человека, 26 человек остались живы, сообщает ИТАР-ТАСС.