В малом бизнесе и инновациях побеждает интуиция и отношения

Автор фото: http://caricatura.ru

Большинство специалистов по организационному развитию в конце ХХ века согласились, что традиция научного менеджмента привела к недооценке роли эмоций, интуиции и случайных процессов в бизнесе. Очень часто рациональные решения были ошибочными, а необдуманные или иррациональные вели к успеху. Это связано с тем, что наш рассудок слаб и в переменчивом мире просто не справляется с потоком информации.

Истинные ученые и аналитики говорят о неопределенности, а уверенные манипуляторы декларируют удобную "истину" и подгоняют под нее "рациональные" объяснения В истории нашей компании было много решений, когда логика подводила и даже вполне бодрый разум рождал чудовище. Но бывало и наоборот.
Однажды у нас был заказчик, который остался без денег и нашел другого заказчика, который дал ему работу для нас. Но мы сами не могли сделать этот проект и отдали субподрядчикам, которые вроде могли, но у них не было людей, и они наняли еще одного субподрядчика. В цепочку вошли пять компаний в пяти городах в трех странах на двух континентах.
Для всех это был первый опыт работы друг с другом. Запускать сложный и срочный проект в такой конфигурации было безумием. Но он стартовал. Не все было просто, однако система сделана, все заработали, мы получили уникальный опыт работы с субподрядчиками, открыли потом новый офис. Просто повезло? Скорее, нет - риски были осознанные, но вся цепочка людей доверяла друг другу и считала, что команда сможет работать. Мы доверились чувству.
Бизнес делается, когда люди хотят работать друг с другом. А тут рационального мало. Как совершаются браки? Как люди дружат и почему становятся врагами? Социальные механизмы сложны и изменчивы, поэтому область применения рационального далеко не охватывает все аспекты бизнеса. Общее правило - чем больше бизнес, чем устойчивее окружающая среда, тем сильнее рациональное начало. В малом бизнесе, инновационных индустриях, в нестабильной среде чаще побеждают интуиция, идеалы, отношения.