Большинство специалистов по организационному развитию в конце ХХ века согласились, что традиция научного менеджмента привела к недооценке роли эмоций, интуиции и случайных процессов в бизнесе. Очень часто рациональные решения были ошибочными, а необдуманные или иррациональные вели к успеху. Это связано с тем, что наш рассудок слаб и в переменчивом мире просто не справляется с потоком информации.
Истинные ученые и аналитики говорят о неопределенности, а уверенные
манипуляторы декларируют удобную "истину" и подгоняют под нее "рациональные"
объяснения В истории нашей компании было много решений, когда логика подводила и
даже вполне бодрый разум рождал чудовище. Но бывало и наоборот.
Однажды у нас был заказчик, который остался без денег и нашел другого
заказчика, который дал ему работу для нас. Но мы сами не могли сделать этот
проект и отдали субподрядчикам, которые вроде могли, но у них не было людей, и
они наняли еще одного субподрядчика. В цепочку вошли пять компаний в пяти
городах в трех странах на двух континентах.
Для всех это был первый опыт работы друг с другом. Запускать сложный и
срочный проект в такой конфигурации было безумием. Но он стартовал. Не все было
просто, однако система сделана, все заработали, мы получили уникальный опыт
работы с субподрядчиками, открыли потом новый офис. Просто повезло? Скорее, нет
- риски были осознанные, но вся цепочка людей доверяла друг другу и считала, что
команда сможет работать. Мы доверились чувству.
Бизнес делается, когда люди хотят работать друг с другом. А тут рационального
мало. Как совершаются браки? Как люди дружат и почему становятся врагами?
Социальные механизмы сложны и изменчивы, поэтому область применения
рационального далеко не охватывает все аспекты бизнеса. Общее правило - чем
больше бизнес, чем устойчивее окружающая среда, тем сильнее рациональное начало.
В малом бизнесе, инновационных индустриях, в нестабильной среде чаще побеждают
интуиция, идеалы, отношения.
Читайте также:
Наградят за лучший инновационный проект