На днях губернатор Петербурга лично опробовала первую в городе настоящую велосипедную дорожку. Вообще же езда на велосипедах в Петербурге была разрешена более 100 лет назад.
О том, что велосипедистам (в XIX веке их называли "циклистами") разрешено
ездить по городу, горожанам сообщила в мае 1893 года газета "Петербургский
листок". Правда, закрытыми для велосипедных прогулок оказались девять
проспектов, в том числе Невский и Вознесенский, и еще несколько улиц центра
столицы.
Во-первых, ездить могли граждане, достигшие 18 лет. Во-вторых, специальная комиссия выработала правила езды на велосипеде. В-третьих, нужно было получить право кататься на велосипеде по городу. Для этого велосипедисты доказывали свое умение управлять этим транспортным средством, сдавая экзамен. Тем, кто проходил установленные испытания, выдавали именные билеты и свод правил, а также номерные знаки, которые крепили на седле велосипеда. Как писал "Петербургский листок" 4 июня 1893 года, "вторая партия велосипедистов сдавала экзамены во дворе градоначальства. Экзамены состояли в исполнении пресловутой "восьмерки".
Во-первых, ездить могли граждане, достигшие 18 лет. Во-вторых, специальная комиссия выработала правила езды на велосипеде. В-третьих, нужно было получить право кататься на велосипеде по городу. Для этого велосипедисты доказывали свое умение управлять этим транспортным средством, сдавая экзамен. Тем, кто проходил установленные испытания, выдавали именные билеты и свод правил, а также номерные знаки, которые крепили на седле велосипеда. Как писал "Петербургский листок" 4 июня 1893 года, "вторая партия велосипедистов сдавала экзамены во дворе градоначальства. Экзамены состояли в исполнении пресловутой "восьмерки".
Петербуржцы ездили в основном на велосипедах иностранных марок. В то время в
России еще не делали своих велосипедов. Русские купцы, почувствовав запах денег,
стали закупать их за границей огромными партиями и продавать в России.
И если в 1883 году в Петербурге было всего 50 велосипедов, то к 1 июня 1894 года
их насчитывалось свыше 1,8 тыс. А к началу XX века – все 20 тыс.
Самой известной российской фирмой, торгующей иностранными велосипедами, был
"Торговый дом "Победа". Его основал купец Танский, получивший образование и
предпринимательский опыт за границей (некий вариант современного МВА).
Вернувшись в 1892 году в Россию, он открыл в Петербурге свое дело.
В отличие от многих других купцов Танский разработал и применил кредитную систему покупки велосипедов. Они оказались доступны многим петербуржцам.
В отличие от многих других купцов Танский разработал и применил кредитную систему покупки велосипедов. Они оказались доступны многим петербуржцам.
Еще летом 1892 года Танский купил для торговли большое помещение на углу
набережной Мойки и Кирпичного переулка (наб. Мойки, 61). Здесь же со стороны
Большой Морской улицы, 12, находился склад, где торговали не только
велосипедами, но и запасными частями к ним. При торговом доме были гараж и
мастерская по ремонту велосипедов. Отмечая заслуги Танского и его полезную
деятельность, император Николай II пожаловал "Торговому дому "Победа" звание
"Поставщик двора Его Императорского Величества".
Любители велосипедов стали объединяться еще в 1882 году. Вступительный взнос
составлял 10 рублей, а годовой – 15 рублей. Член общества должен был сам
приобрести велосипед, который по тем временам стоил достаточно много – от
175 до 200 рублей. Кроме того, нужно было заплатить налог за велосипед,
составлявший 5 рублей.