Как Петербург открыли для велосипедистов

Автор фото: http://diecar.narod.ru

На днях губернатор Петербурга лично опробовала первую в городе настоящую велосипедную дорожку. Вообще же езда на велосипедах в Петербурге была разрешена более 100 лет назад.

О том, что велосипедистам (в XIX веке их называли "циклистами") разрешено ездить по городу, горожанам сообщила в мае 1893 года газета "Петербургский листок". Правда, закрытыми для велосипедных прогулок оказались девять проспектов, в том числе Невский и Вознесенский, и еще несколько улиц центра столицы.
Во-первых, ездить могли граждане, достигшие 18 лет. Во-вторых, специальная комиссия выработала правила езды на велосипеде. В-третьих, нужно было получить право кататься на велосипеде по городу. Для этого велосипедисты доказывали свое умение управлять этим транспортным средством, сдавая экзамен. Тем, кто проходил установленные испытания, выдавали именные билеты и свод правил, а также номерные знаки, которые крепили на седле велосипеда. Как писал "Петербургский листок" 4 июня 1893 года, "вторая партия велосипедистов сдавала экзамены во дворе градоначальства. Экзамены состояли в исполнении пресловутой "восьмерки".
Петербуржцы ездили в основном на велосипедах иностранных марок. В то время в России еще не делали своих велосипедов. Русские купцы, почувствовав запах денег, стали закупать их за границей огромными партиями и продавать в России. И если в 1883 году в Петербурге было всего 50 велосипедов, то к 1 июня 1894 года их насчитывалось свыше 1,8 тыс. А к началу XX века – все 20 тыс.
Самой известной российской фирмой, торгующей иностранными велосипедами, был "Торговый дом "Победа". Его основал купец Танский, получивший образование и предпринимательский опыт за границей (некий вариант современного МВА). Вернувшись в 1892 году в Россию, он открыл в Петербурге свое дело.
В отличие от многих других купцов Танский разработал и применил кредитную систему покупки велосипедов. Они оказались доступны многим петербуржцам.
Еще летом 1892 года Танский купил для торговли большое помещение на углу набережной Мойки и Кирпичного переулка (наб. Мойки, 61). Здесь же со стороны Большой Морской улицы, 12, находился склад, где торговали не только велосипедами, но и запасными частями к ним. При торговом доме были гараж и мастерская по ремонту велосипедов. Отмечая заслуги Танского и его полезную деятельность, император Николай II пожаловал "Торговому дому "Победа" звание "Поставщик двора Его Императорского Величества".
Любители велосипедов стали объединяться еще в 1882 году. Вступительный взнос составлял 10 рублей, а годовой – 15 рублей. Член общества должен был сам приобрести велосипед, который по тем временам стоил достаточно много – от 175 до 200 рублей. Кроме того, нужно было заплатить налог за велосипед, составлявший 5 рублей.