На днях россиянам показали, как премьер Владимир Путин усыпил тигрицу. Аналитики, отслеживающие разного рода месседжи национального лидера народу, задумались над новым посланием.
Как сообщали информагентства, премьер-министр Владимир Путин прибыл в
Уссурийский заповедник, чтобы на месте изучить действия устройств, позволяющих
изучать миграцию тигров. Вся страна следила, как национальный лидер лично
выстрелил дозой снотворного в зверя, попав ему в лопатку. Когда тигрица
оказалась обездвижена, премьер поцеловал ее в лоб, надел GPS-ошейник и сказал:
"До свидания!"
"Визуально это напоминает сцену из фильма "Конан-Варвар" или
"Конан-Разрушитель" с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Этот
поступок характеризует премьера как могучего и опытного, бывалого воина, –
поясняет доцент кафедры рекламы факультета журналистики СПбГУ Андрей
Ульяновский. – Он позиционирует себя как культурный герой, который уважительно
отнесся к смертельно опасному противнику и победил его. Это древняя тотемная
традиция: воины, уходя на охоту, просили прощения у животного, которому
поклонялись, а победив его, выражали соболезнование, говорили: "В добрый
путь".
Конечно, не исключено, что никакого иного смысла в этом телепоединке премьера
с тигрицей, кроме официально озвученного, и не было. Однако в разгар
российско-грузинской конфронтации специалисты по PR верят в это с трудом. Как
известно, тигр – главный герой грузинского эпоса (известного россиянам со
школы) – поэмы Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре".
"Политика – самая мощная тема, она напрямую связана с будущим и жизнью людей,
поэтому привлекает дополнительные ассоциации, – говорит Андрей Ульяновский,
автор книги "Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы". – Показ по ТВ сюжета о
том, как всем уссурийским тиграм надели ошейники, на символическом уровне может
означать, что теперь тигрица-Грузия полностью управляема. Она под
контролем".
Помимо собственно процесса усыпления в кадре то и дело мелькали модные
гаджеты, которыми были вооружены специалисты заповедника: фотоловушки,
GPC-ошейники, устройства для дистанционного обездвиживания животных. Эксперты по
рекламе не увидели в этом попыток product placement.
"Я не вижу монополиста на рынке, скажем, GPS-навигации, которому было бы
выгодно заказать и оплатить рекламу, – говорит управляющий партнер
консультационного бюро "Тамберг и Бадьин" Виктор Тамберг. – Некоторые СМИ
указали даже марку устройств, но я сомневаюсь, что это была реклама, хотя бы
потому, что за участие в ней Путина нужно было бы заплатить космические суммы,
неподъемные для операторов этого рынка". Впрочем, в сентябре 2007 года Кремль
дал согласие на использование образа Путина в рекламе газеты "Комсомольская
правда". Изданию это не стоило ни копейки.