Быстрое развитие технологий укорачивает срок жизни не только товаров, но и рынков. Но это не означает сворачивание бизнеса. Примеров тому немало, один из них - новая жизнь диафильмов.
Можно сказать, что на диафильмах выросло поколение нынешних 40- и 50-летних
россиян. В их детстве не было ни DVD (и даже видео), ни компьютерных игр, ни
Интернета. Тогда на стену вешали белую простыню, гасили свет, включали проектор
и смотрели картинки со сказочными персонажами или историями из жизни выдающихся
людей, читая текст под каждой из них. И хотя время диафильмов как массового
развлечения прошло, они продолжают жить новой жизнью.
Студия "Диафильм" и сегодня выпускает новые ленты, продолжая дело, начатое в
1930 г., а также занимается поиском пропавших жемчужин прошлого. Некогда одно из
крупнейших издательств лишилось в 1990-е гг. офиса в центре Москвы; переезжая с
места на место, часть архива спасти не удалось.
Процесс создания рисованного диафильма долгий и недешевый: работает команда художников, сценаристов, художественных редакторов, переводчиков. Для кукольных фильмов требуется еще больше работников.
Процесс создания рисованного диафильма долгий и недешевый: работает команда художников, сценаристов, художественных редакторов, переводчиков. Для кукольных фильмов требуется еще больше работников.
Сегодня непросто достать диафильмы, которые раньше легко было купить в
магазине. В Петербурге последний магазин, продающий диафильмы, закрыли еще в
2006 г. В Москве можно найти их в "Детском мире". В основном же диафильмы
обитают в Сети. Конечно, рассматривание фильмов на экране монитора не совсем то
же, что чудесные вечера в детстве, но для ностальгии сгодится.
При желании и определенной настойчивости можно устроить и домашний кинотеатр.
Потратиться придется на диапроектор: производство российских давно прекращено,
на смену им пришли зарубежные, в частности белорусский "Пеленг" (покупка
проектора обойдется в среднем в тысяч восемь рублей). Артефакты прошлого можно
поискать в антикварных лавках и на барахолках. Через сайт можно заказать
курьерскую доставку, но в основном эта услуга доступна москвичам. Так что
придется поколесить в поисках баночки со скрученной в ней пленкой диафильма.
Конечно, диафильмы держатся на любителях и ценителях этого вида искусства.
Сергей Калабухин, директор небольшой фирмы по ремонту промышленного
оборудования, выкладывает на своем сайте диафильмы в виде архива. Каждый кадр в
нем - это файл в формате jpg. "Диафильмы люблю с детства, еще с тех времен,
когда телевизора в нашей семье не было, а был только диапроектор, - рассказывает
он. - Потом эти пленки смотрели уже мои дети. Когда у меня появился сканер со
слайд-приставкой, я решил спасти выцветающие и рвущиеся пленки для будущих
внуков".
Когда появилась возможность подключиться к Интернету, Сергей сделал свой сайт
и стал выкладывать на него отсканированные пленки. Как он говорит, пришлось
выбирать между качеством и количеством: модем и плохая связь заставляли
уменьшать размер полученных файлов до оптимального на то время: 1-2 мегабайта в
заархивированном виде.
"Мне приходят письма от любителей диафильмов с просьбами увеличить размеры
кадра. В основном это люди из Москвы и Петербурга. Однако не по всей стране еще
есть возможность качать большие файлы", - рассказывает Сергей Калабухин. По его
словам, сайтом пользуются в основном молодые семьи - показывают диафильмы детям,
это и заставило его сменить архиватор на более
современный.