В Европе и некоторых городах России для граффити отводятся специальные места, глухие стены вдали от исторических памятников
16:1520 августа 200816:15
2579просмотров
16:1520 августа 2008
Недавно граффитист из Шеффилда (Великобритания) получил пять лет тюрьмы за рисунок в неположенном месте. Скоро и в Петербурге станут наказывать за такие художества.
Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности разработал
документ, согласно которому любители настенных росписей, застигнутые на месте
рисования, будут отвечать перед законом. В документе говорится, что граффитисты
сводят на нет усилия властей по приведению в порядок районов Петербурга и
наносят ущерб имиджу города. Последней каплей для чиновников стали расписанный
фасад дома по Невскому проспекту, который относится к образцам фоновой
застройки, постаменты конных скульптур на Аничковом мосту, колонны
Строгановского дворца и памятник Ленину у Финляндского вокзала.
По словам генерального директора ООО "Краски города" Серика Бегишева,
реставрация дворцового фасада, испачканного граффити, стоит 8-9 тыс. рублей за
квадратный метр. Однако чтобы отреставрированный участок не выглядел как
заплатка, заново красят фрагмент побольше, а иногда и фасад целиком. А это уже
другие суммы. С реставрацией гранитных набережных все еще сложнее. Краска так
въедается, что гранит приходится полировать заново. Работы обходятся
налогоплательщикам в сотни тысяч рублей.
В Европе и Америке уже давно поняли, как нужно защищать муниципальное
имущество: граффитистам выделяют специальные места, где официально можно
рисовать. Самое известное - остатки Берлинской стены на Потсдамской площади. Для
рисовальщиков организуют фестивали, на которых им разрешают раскрасить
какую-нибудь многоэтажку на окраине города.
В Лос-Анджелесе есть зоны нетерпимости для граффити - административные и
культурные учреждения. В Нью-Йорке граффитистов-хулиганов штрафуют. В
Великобритании наказывают запретом приближаться к любому железнодорожному мосту
или появляться в лондонской подземке. Правда, по мнению совладельца
граффити-студии Golden Dreams Алексея Макаровского, никакие запреты не могут
остановить истинного граффитиста. Наоборот, запреты провоцируют появление
непрофессиональных рисовальщиков.
Сегодня Петербург разрисовывают стены больше сотни граффитистов (причем среди
тинейджеров встречаются, как говорится, и зрелые мужи). Уличные художники
тиражируют символы и слоганы, понятные фанатам рок-групп и футбольным
болельщикам. Нередко городской ландшафт становится полем битвы между разными
группировками. Цель каждой из них - пометить рисунками как можно большее и по
возможности более престижное пространство - в историческом центре или на большой
высоте. Дело чести соперников - стереть надпись конкурента или художественно ее
отредактировать, чтобы она поменяла смысл. Из-за этого граффити в центре города
живет не более одного дня.
Вообще же, по словам научного сотрудника петербургского музея городской
скульптуры Энвера Банкиева, идеология граффити - преобразить скучное
пространство, создаваемое серыми и безликими домами. "На Западе работы таких
граффитистов, как Жан Мишель Баске и Кейт Хевинг, выставляют в галереях, и стоят
они сотни тысяч евро, - говорит он. - Петербургское граффити пока отстает от
европейских образцов. Было бы очень интересно увидеть в наших спальных районах
изображения Медного всадника или Эрмитажа. Это действительно была бы работа с
пространством и перспективой".
Говорят, настоящий граффитист придерживается неписаного кодекса чести: не
покушаться на прекрасное. Поэтому местом, где он творит, становятся всякого рода
маргинальные пространства: глухие брандмауэры в районе Пяти углов и Кузнечного
переулка, бетонные ограждения виадуков, технические постройки РЖД вдоль всех
пяти вокзалов.