Новый закон о деятельности ломбардов сделал этот вид бизнеса более рискованным. Рынок уже покинули 5% игроков. Оставшиеся вынуждены добавлять в бизнес технологии.
 Закон о ломбардах принят в июле 2007 года и вступил в силу 1 января 2008 
года. Генеральный директор занимающей 20% городского рынка сети "Объединенный 
ломбард" Дмитрий Терентьев говорит, что новый закон заставил его работать 
осторожнее и рассчитывать на более скромную прибыль. Дмитрий – 
экономист-математик по образованию и пришел в ломбардный бизнес в 1996 году, 
чтобы поставить его на современную технологическую основу. Он разработал 
компьютерную систему учета вещей и расчетов с клиентами, резко увеличившую поток 
клиентов. Сейчас его компания мало отличается от современного банка, в ней есть 
даже аппараты для безналичного расчета.
 По мысли авторов закона, он должен снять флер непрозрачности с деятельности 
ростовщиков и сделать ее цивилизованной и респектабельной. Неконкурентоспособные 
игроки уже начали покидать рынок. "Ломбарды утратили возможность повышать 
процентную ставку по своему усмотрению. В некоторых случаях она упала с 24% до 
12%", – говорит Дмитрий Терентьев. В абсолютных цифрах это $50–100 в год, что 
для одной точки не так уж мало.
 Ломбарды больше не могут заниматься непрофильной деятельностью – комиссионной 
торговлей и сдачей излишков площади в субаренду. По данным Лиги ломбардов, это 
привело к закрытию 5% из них. "Реально цифра может быть больше, так как 
компании, имевшие смежный бизнес, закрыли только ломбардное направление, но как 
юридические лица продолжают существовать", – говорит исполнительный директор 
Лиги ломбардов Александр Томсон. В Петербурге 120 ломбардов, их услугами, по 
разным оценкам, пользуются от 150 до 500 тыс. человек в год.
 Проблемы у ломбардов начались в конце 2006 года: они не выдерживали 
конкуренции с банками, наперебой предлагавшими экспресс-кредитование по 
привлекательным ставкам. Однако сейчас ситуация обратная. По данным журнала 
"Финанс", с начала 2008 года объем выданных потребительских кредитов сократился 
на 24%, ужесточились условия выдачи. "В результате люди вновь обратили внимание 
на ломбарды", – говорит генеральный директор "Северо-Западного ломбарда" Ирина 
Белавенцева.
Читайте также:
Состоятельные клиенты банков выбирают золото и кофе
 По данным Лиги ломбардов, полученным в ходе мониторинга потока клиентов, 
прирост такой клиентуры составляет 3–5% в месяц. Наиболее востребованный размер 
займа в ломбарде – 5–10 тыс. рублей. Наиболее популярным видом залога остаются 
ювелирные изделия. Размер кредита привязан к стоимости золота и составляет 400 
рублей за грамм. "Формально деньги выдаются на срок до 11 месяцев, однако 
человек выкупает вещь за 35–40 дней. Ставка составляет 0,3–0,6% в день. Доход 
ломбарда на 85–90% складывается из уплаты должниками процентов по займу, только 
оставшиеся 10–15% приходятся на реализацию невыкупленных вещей", – рассказывает 
Ирина Белавенцева.
 40% ломбардного бизнеса в городе принадлежит сетям из 5–9 точек. "В 
Петербурге один ломбард приходится в среднем на 250 тыс. жителей. В Европе – 
один на 50 тыс. При этом консолидация средств в каждом из них превышает 
российский показатель в 10–15 раз. В России ломбардный бизнес неизбежно будет 
укрупняться", – полагает Дмитрий Терентьев.
"Мы 
не рассматриваем ломбардный бизнес как своего конкурента, – говорит 
руководитель дирекции потребительского кредитования банка "Уралсиб" в 
Северо-Западном регионе Владимир Орбов.Это совершенно разные виды финансовых 
операций. Обращаясь в ломбард, можно получить лишь 50% стоимости залога, 
заплатив при этом высокий процент за пользование заемными средствами на очень 
короткий срок. За время, прошедшее с момента принятия закона о ломбардах, этот 
бизнес не стал более цивилизованным. Его функционирование по-прежнему непонятно. 
На наш взгляд, услугами ломбардов пользуются 1–2% населения Петербурга". "Ломбарды – наиболее лояльный к клиенту вид кредитного учреждения, – считает 
Александр Томсон. – Банки очень требовательны при взыскании долга, вплоть до 
обращения к услугам коллекторских агентств. Клиент ломбарда, напротив, свободен 
от обязательств перед кредитором. В принципе, его право не выкупать предмет 
залога. Ломбард заинтересован именно в том, чтобы заемщик выкупил вещь, так как, 
теряя предмет, который можно оставлять в залог, он уходит и ломбард теряет 
постоянного клиента, а он заинтересован именно в долгосрочных отношениях с 
должником".

