Новый закон о деятельности ломбардов сделал этот вид бизнеса более рискованным. Рынок уже покинули 5% игроков. Оставшиеся вынуждены добавлять в бизнес технологии.
Закон о ломбардах принят в июле 2007 года и вступил в силу 1 января 2008
года. Генеральный директор занимающей 20% городского рынка сети "Объединенный
ломбард" Дмитрий Терентьев говорит, что новый закон заставил его работать
осторожнее и рассчитывать на более скромную прибыль. Дмитрий –
экономист-математик по образованию и пришел в ломбардный бизнес в 1996 году,
чтобы поставить его на современную технологическую основу. Он разработал
компьютерную систему учета вещей и расчетов с клиентами, резко увеличившую поток
клиентов. Сейчас его компания мало отличается от современного банка, в ней есть
даже аппараты для безналичного расчета.
По мысли авторов закона, он должен снять флер непрозрачности с деятельности
ростовщиков и сделать ее цивилизованной и респектабельной. Неконкурентоспособные
игроки уже начали покидать рынок. "Ломбарды утратили возможность повышать
процентную ставку по своему усмотрению. В некоторых случаях она упала с 24% до
12%", – говорит Дмитрий Терентьев. В абсолютных цифрах это $50–100 в год, что
для одной точки не так уж мало.
Ломбарды больше не могут заниматься непрофильной деятельностью – комиссионной
торговлей и сдачей излишков площади в субаренду. По данным Лиги ломбардов, это
привело к закрытию 5% из них. "Реально цифра может быть больше, так как
компании, имевшие смежный бизнес, закрыли только ломбардное направление, но как
юридические лица продолжают существовать", – говорит исполнительный директор
Лиги ломбардов Александр Томсон. В Петербурге 120 ломбардов, их услугами, по
разным оценкам, пользуются от 150 до 500 тыс. человек в год.
Проблемы у ломбардов начались в конце 2006 года: они не выдерживали
конкуренции с банками, наперебой предлагавшими экспресс-кредитование по
привлекательным ставкам. Однако сейчас ситуация обратная. По данным журнала
"Финанс", с начала 2008 года объем выданных потребительских кредитов сократился
на 24%, ужесточились условия выдачи. "В результате люди вновь обратили внимание
на ломбарды", – говорит генеральный директор "Северо-Западного ломбарда" Ирина
Белавенцева.
Читайте также:
Состоятельные клиенты банков выбирают золото и кофе
По данным Лиги ломбардов, полученным в ходе мониторинга потока клиентов,
прирост такой клиентуры составляет 3–5% в месяц. Наиболее востребованный размер
займа в ломбарде – 5–10 тыс. рублей. Наиболее популярным видом залога остаются
ювелирные изделия. Размер кредита привязан к стоимости золота и составляет 400
рублей за грамм. "Формально деньги выдаются на срок до 11 месяцев, однако
человек выкупает вещь за 35–40 дней. Ставка составляет 0,3–0,6% в день. Доход
ломбарда на 85–90% складывается из уплаты должниками процентов по займу, только
оставшиеся 10–15% приходятся на реализацию невыкупленных вещей", – рассказывает
Ирина Белавенцева.
40% ломбардного бизнеса в городе принадлежит сетям из 5–9 точек. "В
Петербурге один ломбард приходится в среднем на 250 тыс. жителей. В Европе –
один на 50 тыс. При этом консолидация средств в каждом из них превышает
российский показатель в 10–15 раз. В России ломбардный бизнес неизбежно будет
укрупняться", – полагает Дмитрий Терентьев.
"Мы
не рассматриваем ломбардный бизнес как своего конкурента, – говорит
руководитель дирекции потребительского кредитования банка "Уралсиб" в
Северо-Западном регионе Владимир Орбов.Это совершенно разные виды финансовых
операций. Обращаясь в ломбард, можно получить лишь 50% стоимости залога,
заплатив при этом высокий процент за пользование заемными средствами на очень
короткий срок. За время, прошедшее с момента принятия закона о ломбардах, этот
бизнес не стал более цивилизованным. Его функционирование по-прежнему непонятно.
На наш взгляд, услугами ломбардов пользуются 1–2% населения Петербурга".
"Ломбарды – наиболее лояльный к клиенту вид кредитного учреждения, – считает
Александр Томсон. – Банки очень требовательны при взыскании долга, вплоть до
обращения к услугам коллекторских агентств. Клиент ломбарда, напротив, свободен
от обязательств перед кредитором. В принципе, его право не выкупать предмет
залога. Ломбард заинтересован именно в том, чтобы заемщик выкупил вещь, так как,
теряя предмет, который можно оставлять в залог, он уходит и ломбард теряет
постоянного клиента, а он заинтересован именно в долгосрочных отношениях с
должником".