Соревнование олимпийских кошельков

Пекин. Сегодня стартует Олимпиада-2008. Она имеет все шансы войти в историю как самое амбициозное, масштабное и убыточное спортивное мероприятие века.

Затраты на Олимпиаду-2008 в КНР оценили более чем в $ 44 млрд! Такую сумму назвал официальный представитель пекинской администрации Лю Чжи. «Итоговые цифры мы сможем узнать лишь после окончания Игр, - уточнил он, - но с 2001 по 2008 год в развитие инфраструктуры, транспортной системы, экологию было вложено 280 млрд юаней. То есть примерно $ 41 млрд. Всего $ 2-3 млрд - это затраты непосредственно на спортивную инфраструктуру: стадионы, беговые дорожки и т.п. Для сравнения: летняя Олимпиада в Афинах, 4 года державшая первенство по дороговизне и убыточности, обошлась, по данным Минфина Греции, в $ 11,6 млрд. Свою роль тогда, в частности, сыграл более низкий, чем рассчитывали организаторы, интерес к мероприятию. По официальной статистике Международного олимпийского комитета (МОК), из 5,3 млн билетов в Афинах удалось продать всего 3,8 млн. Оставшиеся раздавали бесплатно, чтобы заполнить трибуны. Все на продажу Эксперты, впрочем, не скрывают, что заработать на Олимпиаде сегодня принимающая сторона не может. Исключением стали летние Игры 1996 г. в Атланте. Хозяева сэкономили на всем, вплоть до олимпийской деревни, и продали все что можно после соревнований. Прибыль составила всего около $ 80 млн. Однако китайские товарищи, для которых Олимпиада - прежде всего демонстрация достижений народного хозяйства, и не думали экономить! Котлетный сезон Впрочем, оставаясь в целом убыточным финансовым предприятием, прибыль Игры все-таки приносят. Деньги - МОК, стране - имидж. Главные статьи дохода - вливания от спонсоров (по экспертной оценке - до 40% общей суммы) и продажа прав на трансляцию соревнований (50%). Еще 10% приходятся на билетную выручку (8%) и продажу лицензий на использование бренда Игр (2%). Агентство ZenithOptimediа оценивает общие инвестиции спонсоров в Олимпиаду-2008 в $ 6 млрд. В Пекине впервые используется трехуровневая схема спонсорства: всемирные олимпийские партнеры МОК (Coca-Cola, GE, Kodak, McDonalds, OMEGA, Panasonic, Samsung, VISA и др.), партнеры пекинской Олимпиады (среди них Anheuser Busch (торговая марка Budweiser), а также многочисленные рядовые спонсоры (главным образом местные компании). Имидж прежде всего Для мировых спонсоров Игры - это прежде всего рекламная площадка. Хотя и не совсем обычная. Потому, что хартия МОК запрещает, например, размещать на олимпийских стадионах рекламу. Однако спонсоры идут в обход - предоставляют часть взноса в виде услуг (например, VISA - официальная платежная система Олимпиады в Пекине) или расплачиваются «натурой. Зато в итоге и хартия МОК цела, и спонсоры довольны. «Сумма вложений General Electric в Олимпиаду составляет около $ 500 млн, - рассказывает директор по развитию бизнеса компании в России и СНГ Александр Караваев, - формат спонсорства дает прекрасную возможность повысить узнаваемость бренда. Кроме того, GE в рамках данного проекта имеет эксклюзивное право на поставку целой линейки оборудования. «Получение прямой прибыли не является основной целью, - сообщили в японском офисе компании Panasonic, - однако люди, знающие о нашем вкладе в олимпийское движение, лучше относятся к нашему бренду. Кроме того, оборудование, установленное в местах проведения Игр, - хорошая площадка для демонстрации наших технологий. Еще один гигант рынка - Samsung Electronics - роздал олимпийцам 850 телефонов DUOS Olympic (кстати, это - «официальный телефон сборной России). Непрямая цель «Спонсорство не дает мгновенных результатов, - полагает гендиректор и президент Samsung Electronics Дон Джу Ли, - поэтому наша компания отдает предпочтение спортивным мероприятиям, которые будут проводиться год за годом. Экономисты, в свою очередь, явно не преувеличивают значимость забегов и заплывов. «Олимпиада давно перестала быть просто спортом: это политика, это коммерция, - уверен генеральный директор московского офиса консалтинговой компании Interbrand Zintzmeyer & Lux Максим Парфенчиков. - Безусловно, олимпийская символика на логотипе - фактор для привлечения потребителей. Спонсорское участие в Играх укрепляет лояльность потребителей к бренду и тем самым сокращает риски. Все компании-спонсоры, получившие право использовать олимпийскую символику, активно это делают. Так, например, стандартные бутылки с пивом Bud «покрашены в красный цвет, и на них есть олимпийские кольца. Говорит и показывает В России правами на трансляцию 50 на 50 владеют Первый канал и ВГТРК. НТВ+ передана сублицензия на спутниковые трансляции и трансляции в цифровом формате HD. Доход от реализации прав на трансляцию, пожалуй, основная статья прямых доходов МОК от Олимпиады. В Афинах трансляции продали примерно за $ 1,5 млрд. Из них оргкомитет Олимпийских игр получил $ 733 млн. Доход от реализации телеправ в Пекине оценивают в $1 млрд 737 млн.
«Олимпиада давно перестала быть просто спортом: это политика, это коммерция. Максим Парфенчиков, Interbrand Zintzmeyer&Lux