00:0008 августа 2008
31просмотров
00:0008 августа 2008
Две с половиной тысячи лет назад последователь Конфуция философ Мо-цзы установил, что между светом и тенью существует зависимость. Неудивительно, что китайцы знают толк в кино.
Сегодня китайцы
активно осваивают методы цифровой съемки, а значит, скоро поставят блокбастеры
на поток. Вот как работает конвейер made in China; взять чужое, чуть переделать,
пустить в тираж, затем, осмыслив, улучшить качество, произвести свое и накрыть
рынок с головой. С массовым предназначением кинематографа в Китае знакомы: там
все массовое - по определению.
Любопытна история создания национального музея
кино. Его площадь - 3, 5 га, высота главного здания - 31 м. Здесь 20 выставочных
залов, цифровые кинотеатры, отдельные залы посвящены сянганскому, аомэньскому и
тайваньскому кино, детской киноиндустрии. Идею создания музея подал еще в 1958
году Чжоу Эньлай, с тех пор китайцы неспешно двигались в сторону воплощения
этого замысла. Так же неторопливо, практически пешком, местный кинематограф
топал в сторону Старого и Нового Света. Чтобы сначала стать экзотической модной
штучкой, затем укрепить позиции и в итоге занять свою нишу.
В 1987 году
«Красный гаолян режиссера Чжан Имоу триумфально получил «Золотого медведя на
фестивале в Берлине. В этой крестьянской истории присутствовал гуманистический
месседж, тщательно упакованный в национальный колор. С тех пор Имоу - главный
китайский режиссер и для Запада, и для Китая. Двигаясь в сторону масштабности,
Имоу пришел к эпосам «Герой, «Дом летающих кинжалов, восторженно принятым
публикой. Правда, все эти драконы и кинжалы стали общим местом, лубком, таким
же, как фонарики в китайских ресторанах.
Как шелковые
В середине
1990-х годов мировая массовая культура открыла для себя Азию. Пока на Коулунском
полуострове снимали образцовые боевики и опереточные комедии, деятели КНР
бомбили фестивали статичными полотнами тонкой, словно тамошний шелк, выделки. В
2001 году картина Ли Ань «Притаившийся тигр, спрятавшийся дракон получает
«Оскар сразу в четырех номинациях. При этом в национальном прокате фильм
провалился, а следующий проект Ли - «Горбатая гора - и вовсе был запрещен. Что
не помешало дать режиссеру приз за вклад в китайский кинематограф.
Голливуд
объявил 2003 год «Годом Китая. Это был пиар, в котором, правда, это кино уже не
нуждалось: cвоя верная публика у китайского кино в США уже сформирована. Китай
перенимает у Голливуда механику рыночного кинопроизводства, Голливуд учится это
продавать. Процесс идет, но со скрипом. В 2005 году Чен Кайгэ снял «Клятву -
масштабный эпос с 42-миллионным бюджетом, собравший на родине феноменальную
кассу. В Европе и Штатах картина провалилась.
После 15 лет работы за океаном
Джон Ву работает дома. Он выпустил фильм «Битва у Красной скалы, сделанный в
Китае (не в Гонконге). Картина идет пять часов, первую часть катают сейчас,
вторую презентуют зимой. Несмотря на рискованный хронометраж, у «Битвы есть
шансы стать хитом не только в Азии. Видимо, нужно потрудиться в Америке, чтобы,
вернувшись домой, покорить ее. Китайская схема, которая работает не только
применительно к паленым сумкам.
Каждый год на 100 китайских киностудиях
производится 260 фильмов. Они демонстрируются в 3000 кинотеатрах (из них 1200 -
современные мультиплексы), собирая более миллиарда зрителей.
фото:
REUTERS/Jason Lee
«Взять чужое, чуть переделать, пустить в тираж, затем,
осмыслив, улучшить качество, произвести свое и накрыть рынок с головой - данный
метод работает не только применительно к джипам и паленым сумкам.