Улучшить состояние вторичного рынка автомобилей в России могли бы изменения в законодательстве и создание единой базы данных об автомобилях с пробегом. Рассмотрим факторы, которые влияют на текущее состояние вторичного рынка.
Наши законы не рассматривают вторичную продажу автомобиля как бизнес.
Максимум, что позволено компаниям, – комиссионная торговля. Основная проблема –
повторное взимание НДС, в случае если компания покупает автомобиль у физического
лица. Именно с этим связано то, что схемы trade-in, то есть зачета старого
автомобиля в стоимости нового, у многих автомобильных дилеров либо излишне
сложны, либо вообще документально не оформляются.
Поэтому для дилеров этот вид бизнеса связан с высокими рисками и малым
доходом и расценивается сегодня лишь как дополнительная услуга для клиентов.
Особенно сложно приходится страховым компаниям, которые обязаны выкупать остатки
автомобилей у своих клиентов после серьезных ДТП. Если поправки об отмене
повторного взимания НДС пройдут, вторичный рынок станет значительно
привлекательнее для крупных инвестиций.
Сегодня примерно 75% новых автомобилей продаются в кредит, вторичный же рынок
сильно отстает – кредитных сделок, по некоторым оценкам, не более 25%. В первую
очередь это связано с разными условиями кредитования нового и ненового
автомобиля – процентная ставка по кредиту выше, обязательный при кредите полис
каско дороже. Иногда получается, что приобрести новый автомобиль в кредит
выгоднее, нежели аналогичный прошлогодний с небольшим пробегом. Банки оценивают
риски при кредитовании приобретения автомобиля с пробегом как более высокие,
связывая это с большим количеством автомобилей с непрозрачной историей на нашем
рынке.
В России крайне затруднительно получить достоверную информацию об автомобиле
– был в авариях или нет, реален ли пробег на одометре, обслуживался ли
автомобиль вовремя. И если вышеперечисленные факторы можно примерно определить с
помощью квалифицированной диагностики на сервисе, то с угонами ситуация скорее
напоминает лотерею – даже если сегодня автомобиль чист, назавтра он может
оказаться в угоне, ведь базы по розыску транспорта имеют весьма инертный
алгоритм обновления. Риск недостоверности информации об автомобиле возрастает,
если он был ввезен в Россию уже не новым.
Создание общей базы по типу североамериканской CARFAX (продажа информации об
истории автомобиля) сняло бы множество проблем и для клиентов, и для дилеров.
Несмотря на то что CARFAX – весьма доходный проект, в России пока ниша продажи
информации об автомобиле пустует.
У менеджеров отделов trade-in самые популярные методы оценки автомобилей –
обзор рынка (как правило, посещение интернет-сайтов с объявлениями о продаже и
выведение средней цены) или простое вычитание процентов от цены нового
автомобиля за каждый год эксплуатации.
Оба метода имеют право на жизнь, но на Западе существует множество других
источников, например ценовые справочники или автомобильные аукционы.
Все, на что мы можем пока рассчитывать в России при приобретении автомобиля с
пробегом – остаток заводской гарантии. Но в Европе или Америке можно приобрести,
например, пятилетний авто с гарантией "от бампера до бампера", то есть
практически на всю машину. Да, такие автомобили дороже, но и клиенты готовы
платить больше за это.