Трудовые ресурсы станут еще дороже

СПб. Из-за многолетнего демографического кризиса в России нарастает нехватка трудовых ресурсов, особенно квалифицированных.

По общему признанию экспертов, в ближайшие годы рабочие руки станут самым дефицитным видом ресурсов, а их нехватка - главным ограничителем в реализации всех сколько-нибудь масштабных производственных проектов. Однако в автомобилестроении России эта проблема приобретает особую специфику. Размер трудовых ресурсов, вовлеченных в эту отрасль, очень велик и даже чрезмерен, а производительность труда, напротив, очень низка. Так, на сборку одного автомобиля на АвтоВАЗе расходуется 200 человеко-часов, в то время как на заводах Toyota этот показатель в 10 раз меньше. С вступлением в ВТО будет расти конкуренция между автопроизводителями, которая неизбежно приведет к росту производительности труда. Поэтому развитие автопрома будет высвобождать значительные контингенты работников самых разных видов и уровней квалификации. Престижная работа Следует учитывать, что по сложившимся в России трудовым традициям занятость в автопроме считается весьма престижной и эти высвободившиеся работники будут склонны искать работу прежде всего в пределах той же отрасли. Однако из-за традиционно низкой мобильности трудовых ресурсов эти работники будут доступны лишь в регионах, где сложились автомобилестроительные кластеры. Следовательно, в российском автомобилестроении последствия демографического кризиса скажутся не так сильно, и новые инвестиции, которые придут в отрасль в связи со вступлением России в ВТО, еще несколько лет будут обеспечены рабочей силой. Однако это относится только к регионам «старой автомобильной промышленности. Андрей Новиков, исполнительный директор агентства SOLO CONSULTING
Размер трудовых ресурсов, вовлеченных в автомобильную отрасль, велик, а производительность труда, наоборот, низка. Фото: АЛЕКСЕЙ КОМПАНИЙЧЕНКО