00:0024 июля 200800:00
38просмотров
00:0024 июля 2008
СПб. Из-за многолетнего демографического кризиса в России нарастает нехватка трудовых ресурсов, особенно квалифицированных.
По общему признанию экспертов, в ближайшие годы рабочие
руки станут самым дефицитным видом ресурсов, а их нехватка - главным
ограничителем в реализации всех сколько-нибудь масштабных производственных
проектов.
Однако в автомобилестроении России эта проблема приобретает особую
специфику. Размер трудовых ресурсов, вовлеченных в эту отрасль, очень велик и
даже чрезмерен, а производительность труда, напротив, очень низка. Так, на
сборку одного автомобиля на АвтоВАЗе расходуется 200 человеко-часов, в то время
как на заводах Toyota этот показатель в 10 раз меньше. С вступлением в ВТО будет
расти конкуренция между автопроизводителями, которая неизбежно приведет к росту
производительности труда. Поэтому развитие автопрома будет высвобождать
значительные контингенты работников самых разных видов и уровней
квалификации.
Престижная работа
Следует учитывать, что по сложившимся в
России трудовым традициям занятость в автопроме считается весьма престижной и
эти высвободившиеся работники будут склонны искать работу прежде всего в
пределах той же отрасли. Однако из-за традиционно низкой мобильности трудовых
ресурсов эти работники будут доступны лишь в регионах, где сложились
автомобилестроительные кластеры.
Следовательно, в российском
автомобилестроении последствия демографического кризиса скажутся не так сильно,
и новые инвестиции, которые придут в отрасль в связи со вступлением России в
ВТО, еще несколько лет будут обеспечены рабочей силой.
Однако это относится
только к регионам «старой автомобильной промышленности.
Андрей Новиков,
исполнительный директор агентства SOLO CONSULTING
Размер трудовых
ресурсов, вовлеченных в автомобильную отрасль, велик, а производительность
труда, наоборот, низка.
Фото: АЛЕКСЕЙ КОМПАНИЙЧЕНКО