Экономические зоны будут развиваться

СПб. Вступление России в ВТО не станет помехой для развития особых экономических зон (ОЭЗ), однако может ухудшить положение некоторых регионов.

Институт ОЭЗ, как один из инструментов привлечения иностранных инвестиций, будет развиваться и далее в соответствии со стратегией регионального развития России. И, хотя на этот счет у правительства пока нет четких планов, количество зон, скорее всего, будет увеличено за счет расширения их географии, появления нового типа ОЭЗ федерального уровня - портовых зон и создания особых экономических зон регионального уровня. Появление новых ОЭЗ создаст конкуренцию между регионами за инвестиционные проекты, которая приведет к улучшению качества работы администраций зон, снижению административных барьеров, развитию инфраструктуры и постепенному созданию в зонах промышленных кластеров. Отрицательное влияние Особые экономические зоны промышленно-производственного типа сохранят свои условия на период до 2025 года. ОЭЗ-регионы (Калининградская и Магаданская области) также сохранят привилегии своим действующим резидентам, однако для других компаний льготы уже недоступны. Дальнейшее развитие ОЭЗ в условиях ограниченности регионов в отдельных видах ресурсов не обойдется и без отрицательного влияния на инвестиционную привлекательность. В частности, в среднесрочной перспективе в большинстве регионов еще более остро встанет проблема недостатка квалифицированных трудовых ресурсов, особенно в автомобилестроении, нехватки энергетических ресурсов, недостаточной пропускной способности железнодорожных и автодорожных сетей. Те, кто работал без таможенных льгот, например предприятия «Тагаз (собирает некоторые модели Hyundai) и «Амур (АМУР, Geely, Tata), скорее всего, будут вынуждены искать новую модель бизнеса - либо в качестве резидентов ОЭЗ, либо в более тесном альянсе с одним из иностранных производителей. Сильные и слабые Процесс вступления России в ВТО благотворно отразится на уже развитых регионах, таких как Центральный регион, Северо-Запад. Они получат еще больший приток инвестиций в свою экономику. Что касается отсталых на данный момент регионов, они обречены на еще большее отставание от регионов-лидеров. Можно ожидать, что многие автомобильные предприятия в этих регионах обанкротятся и будут закрыты. В их число могут попасть производители автокомпонентов в таких городах, как Тольятти, Нижний Новгород, Набережные Челны и других. Андрей Новиков, исполнительный директор агентства SOLO CONSULTING
Особым экономическим зонам, в которых размещены предприятия автобизнеса, ВТО не помеха. Фото: интерпресс