00:0024 июля 200800:00
11просмотров
00:0024 июля 2008
СПб. Вступление России в ВТО не станет помехой для развития особых экономических зон (ОЭЗ), однако может ухудшить положение некоторых регионов.
Институт ОЭЗ, как один из инструментов
привлечения иностранных инвестиций, будет развиваться и далее в соответствии со
стратегией регионального развития России. И, хотя на этот счет у правительства
пока нет четких планов, количество зон, скорее всего, будет увеличено за счет
расширения их географии, появления нового типа ОЭЗ федерального уровня -
портовых зон и создания особых экономических зон регионального уровня. Появление
новых ОЭЗ создаст конкуренцию между регионами за инвестиционные проекты, которая
приведет к улучшению качества работы администраций зон, снижению
административных барьеров, развитию инфраструктуры и постепенному созданию в
зонах промышленных кластеров.
Отрицательное влияние
Особые экономические
зоны промышленно-производственного типа сохранят свои условия на период до 2025
года. ОЭЗ-регионы (Калининградская и Магаданская области) также сохранят
привилегии своим действующим резидентам, однако для других компаний льготы уже
недоступны.
Дальнейшее развитие ОЭЗ в условиях ограниченности регионов в
отдельных видах ресурсов не обойдется и без отрицательного влияния на
инвестиционную привлекательность. В частности, в среднесрочной перспективе в
большинстве регионов еще более остро встанет проблема недостатка
квалифицированных трудовых ресурсов, особенно в автомобилестроении, нехватки
энергетических ресурсов, недостаточной пропускной способности железнодорожных и
автодорожных сетей.
Те, кто работал без таможенных льгот, например
предприятия «Тагаз (собирает некоторые модели Hyundai) и «Амур (АМУР, Geely,
Tata), скорее всего, будут вынуждены искать новую модель бизнеса - либо в
качестве резидентов ОЭЗ, либо в более тесном альянсе с одним из иностранных
производителей.
Сильные и слабые
Процесс вступления России в ВТО
благотворно отразится на уже развитых регионах, таких как Центральный регион,
Северо-Запад. Они получат еще больший приток инвестиций в свою экономику. Что
касается отсталых на данный момент регионов, они обречены на еще большее
отставание от регионов-лидеров. Можно ожидать, что многие автомобильные
предприятия в этих регионах обанкротятся и будут закрыты. В их число могут
попасть производители автокомпонентов в таких городах, как Тольятти, Нижний
Новгород, Набережные Челны и других.
Андрей Новиков, исполнительный директор
агентства SOLO CONSULTING
Особым экономическим зонам, в которых размещены
предприятия автобизнеса, ВТО не помеха.
Фото: интерпресс