Правильная перевозка катера, транспортировка яхты – это целая наука, процесс, в котором задействована команда специалистов. Конечно, небольшой катер можно перевезти на трейлере: достаточно купить подходящую модель и решить вопрос с погрузкой. Однако лодочку размером 20 футов, а тем более яхту размером 40–60 футов перевезти без участия специалистов не получится: это уже связано с риском повреждения судна.
Транспортировка яхты или катера может проводиться и своим ходом – специальная
команда приведет судно в ваш порт. Но сегодня в России немного квалифицированных
экипажей, способных качественно выполнить переход. Нередко встречаются частные
предложения, типа "перегоню ваш катер из Петербурга в Саратов (из Плимута в
Питер, из Марселя в Анапу)", но чаще всего такие объявления дают люди, которые
попросту хотят отдохнуть на вашей лодке и попутно подзаработать.
Транспортировка водным транспортом (паромом), хороша и достаточно бюджетна,
если, конечно, лодка входит по габаритам в стандартный контейнер. В других
случаях это сравнительно дорогое мероприятие, требующее разработки схемы
погрузки, продумывания технических формальностей.
Железнодорожный транспорт недорог, но обычно требует сопровождения, дабы
лодка доехала в целости и сохранности и не подвергалась на каком-нибудь перегоне
атаке охотников за цветным металлом. Еще есть воздушный транспорт, но это
экзотика. Хотя в практике нашей компании были случаи, когда заказчик хотел
спустить свой круизер в Средиземное море уже через несколько часов после покупки
лодки в заснеженной январской Москве. Очевидно одно: по соотношению цены,
качества и сроков исполнения транспортировка негабаритных грузов, то есть лодки
или катера, автомобильным транспортом пока вне конкуренции.
На этапе подготовки к перевозке выбирается оптимальный маршрут передвижения,
на котором меньше препятствий в виде мостов, эстакад, всевозможных переездов.
При перевозке крупногабаритных грузов в России и других странах требуется
специальное разрешение, срок оформления которого бывает разный. Поэтому важно
определиться, когда будут готовы все необходимые бумаги, чтобы без проблем
отправиться в путь.
Иногда для сокращения времени и стоимости перевозки катера или яхты
используют комбинированные варианты доставки: например, вначале на пароме, потом
– автотранспортом. Необходимо учесть еще одну деталь: судно обязательно надо
страховать от возможных повреждений и утраты при транспортировке в результате
действий третьих лиц.
Обычным краном "подцепить и поднять" лодку не получится – последствия могут
быть самыми плачевными. Обязательно нужен кильблок (транспортные компании, в
парке которых есть хотя бы пара "лодковозов", обычно предлагают его сами). Для
грамотной погрузки яхт и катеров используется сложная система строп и траверсов.
Погруженное судно могут упаковать, надежно закрепить на грузовой платформе.
После этого, согласно ПДД, наносятся опознавательные знаки, обозначающие
крупногабаритный груз. Такой груз привлекает к себе внимание участников
движения, повышает риск возникновения инцидентов на дороге, аварий и других
происшествий. Поэтому трейлеры желательно оборудовать проблесковыми сигнальными
маячками. А при значительном превышении допустимых габаритных параметров
желательно, чтобы автопоезд с вашей яхтой сопровождали машины прикрытия и
экипажи сотрудников ДПС – по всему маршруту.
Но вот автомобиль с лодкой приехал в пункт назначения. Необходимо тщательно
осмотреть судно на предмет возможных повреждений, появившихся во время
перевозки, разгрузки или погрузки. Важно обратить внимание на места крепления
транспортировочных ремней, места соприкосновения корпуса с подставками или
кильблоком. Обязательно нужно проверить состояние покрытия корпуса на предмет
возможных потертостей от тента, которым укрывают лодки при перевозке.
В заключение необходимо проверить состояние винтов, киля и особенно датчиков
в корпусе – при транспортировке их могут повредить или сломать, что потребует
ремонта или замены. И лишь после этого следует расставаться с транспортниками и
приступать к торжественному спуску на воду.