00:0002 июля 200800:00
142просмотров
00:0002 июля 2008
СПб. На рынке произведений искусства появилось неизвестное ранее полотно Казимира Малевича. Судя по цене других картин великого авангардиста, эта находка может стоить не меньше $1 млн.
На 11-й научной конференции «Экспертиза и
атрибуция, проводимой Третьяковской галереей, подлинность «Крестьянина с косой
подтвердили эксперты лабораторий при Эрмитаже и Музее истории религии. Скоро
полотно выставят на аукцион. Сейчас картина находится в частной коллекции. Ее
владелец себя не афиширует из соображений безопасности.
До того как попасть к
новому хозяину, картина, написанная в 30-х годах прошлого века, сменила
несколько владельцев. Правда, письменных подтверждений этому нет.
История
картины связана с еще одним неизвестным ранее полотном - «Крестьянка с
граблями, - приобретенным недавно для своей коллекции скульптором Зурабом
Церетели. «Считается, что оба произведения были парными, - рассказывает
владелец «Крестьянина.
Из рук в руки
Говорят, первым обладателем обеих
картин был коллекционер Николай Харджиев - страстный поклонник русского
авангарда, лично знакомый с Малевичем. В его коллекции русской живописи,
вывезенной за границу в 1980-х годах, картины не значились.
«Считается, что
Харджиев подарил их в 50-60-х годах своей подруге писательнице Лидии Гинзбург
вместе с несколькими произведениями авангардистов Чекрыгина и Матюшина. Она, в
свою очередь, передала полотна своему ученику, а тот - сыну, - рассказывает
нынешний владелец картины.
Дорожающий авангард
Полотна Малевича в 30-х
годах стоили недорого, и художник часто дарил их своим друзьям и знакомым, да и
покупателей на авангард в то время было немного. «Доказательством может служить
тот факт, что картины, привезенные Казимиром Малевичем в Германию на выставку,
были оставлены там из-за того, что транспортировка обратно стоила дорого. Позже
эти полотна обнаружат в частных коллекциях и в музеях Германии, - рассказывает
коллекционер.
Вряд ли можно сказать, что и до начала перестройки русский
авангард стоил дорого. Коллекция из шести полотен, среди которых числился и
«Крестьянин Малевича, обошлась купившему ее в то время арт-кооперативу в $9
тыс. Картины долгое время стояли просто на полу в арендованной кооперативом
квартире, а обязанности охранять их были возложены на секретаря.
По оценке
экспертов, сейчас более 90% полотен, которые выдаются за произведения известных
художников, - подделки. Лицензиями на проведение анализа, подтверждающего
подлинность живописи, в России обладают лаборатории при Эрмитаже, Русском музее,
Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. А.С.
Пушкина.
Словесная история
Оценка подлинности в России несколько
отличается от общемировой практики. За рубежом важно происхождение (provenance),
то есть подробная история смены владельцев картины. В России многие десятилетия
сделки по продаже живописных произведений юридически никто не оформлял, поэтому
этому критерию уделяется меньше внимания. Отчасти отличить подлинник от подделки
помогает словесная история.
Специалисты Третьяковской галереи воздержались от
ответа на вопрос, как часто встречаются подделки Малевича. Но подтвердили, что
проводили экспертизу «Крестьянина с косой. «Обычно оценка подлинности проходит
в несколько этапов и включает в себя технологическую и искусствоведческую
экспертизы, - рассказывает живописец и искусствовед Наталья Свиридова. -
Определить возраст картины помогает химический анализ полотна и красок, а
рентгеновский снимок рассказывает о том, родной ли красочный слой. После этого
искусствоведы решают вопрос о том, можно ли считать произведение подлинником.
Впрочем, бывает, что и экспертиза ошибается. Как писали в 2007 году СМИ, одна из
картин, подаренная на день рождения президенту Путину, оказалась
подделкой.
На заметку
Полотна Малевича дорожают
Самой дорогой
картиной Малевича стала «Супрематическая композиция, проданная в 2000 году в
Нью-Йорке за $15,5 млн.
«Черный квадрат, подаренный предпринимателем
Владимиром Потаниным Эрмитажу в 2002 году, обошелся ему в $1 млн.
Каждое
вновь обнаруженное произведение прославленного гения - событие в мире
искусства.
Фото: денис вышинский