"Иван Васильевич меняет профессию" как зеркало современного менеджмента

Автор фото: www.domovie.ru

Если убрать ненаучно-фантастическую подоплеку сюжета, то на первом плане мы увидим три ярких типажа, каждый из которых играет определенную социальную роль. Переложив эти типажи на современный контекст, получим следующее:

Изобретатель Шурик Тимофеев - образ талантливого и абсолютно неформатного "айтишника", Иван Васильевич Бунша - образ послушного и правильного менеджера корпорации, который привык действовать по инструкциям и по согласованию с руководством, и Жорж Милославский, который является явным аутсайдером с ярко выраженным креативным началом и задатками лидера. Корпорацию здесь представляет дом, который борется за звание "дома высокой культуры быта" - почти что номинант на звание "HR-бренд" в современном контексте.
ЭПИЗОД ПЕРВЫЙ. ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ТИМОФЕЕВ НА ГРАНИ ОТКРЫТИЯ
Бунша: Товарищ Тимофеев, когда это кончится?
Тимофеев: Сейчас заканчиваю…
Бунша: Я спрашиваю, когда закончатся ваши безответственные опыты, в результате которых обесточивается весь наш корпус, понимаете ли?
Тимофеев: Пожалуйста (вкручивает пробки). Если бы вы знали, Иван Васильевич, над каким полезнейшим изобретением я сейчас работаю, какие опыты ставлю! Может быть, так не говорили….
Бунша: Опыты с электричеством, дорогой товарищ, нужно ставить на работе. А дома электрическую энергию следует использовать в исключительно мирных домашних целях.
Тимофеев, полностью поглощенный своей работой, и Бунша, отвечающий за порядок и соблюдение правил, говорят на разных языках. И когда Бунша предлагает Тимофееву повременить со своим разводом до конца квартала, дабы не портить показатели, невольно приходят на ум сравнения с введенными показателями, нормами выработки и прочими ориентирами эффективности в современных компаниях. Некоторые из них могут противоречить здравому смыслу, но так заведено в системе и многие менеджеры придумывают, как обходить их, показывая нужные цифры, вместо того, чтобы поставить под сомнение саму их необходимость. Тимофеев же в ответ на предложение Бунши говорит гениальную фразу, ставшую одной из цитат-бестселлеров фильма: "Когда вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите…" И когда вдохновленный Шурик восклицает: "Я не могу терпеть, мы сейчас же проникнем в прошлое, увидим древнюю Москву!" это вызывает у Бунши запрограммированную ранее реакцию: "Одумайтесь, товарищ Тимофеев, прежде чем, понимаете ли, увидеть древнюю Москву без санкции соответствующих органов!" Но ничто уже не может остановить изобретателя на его пути к постижению великих открытий!
ЭПИЗОД ВТОРОЙ. ИОАНН ГРОЗНЫЙ В КВАРТИРЕ ТИМОФЕЕВА ИЛИ НЕ ОБРЕЗАЙТЕ КРЫЛЬЯ НОВЫМ ИДЕЯМ
Иоанн Грозный: Ты такую машину сделал?
Тимофеев: я.
Иоанн Грозный: У меня вот тоже один такой был… Крылья сделал.
Тимофеев: Ну-ну-ну-ну…
Иоанн Грозный: Что ну-ну? Я его на бочку с порохом посадил, пущай полетает.
Этот диалог ярко характеризует наиболее типичную модель первоначальной реакции большинства руководителей на инновации, нестандартные решения, предложения сотрудников. (Мы не рассматриваем в данном случае компании-разработчики, основная цель которых разрабатывать и выводить на рынок новые продукты). Все новое и непонятное, к сожалению, в большинстве случаев воспринимается отрицательно. Да и рядовые сотрудники далеко не все относятся с пониманием к творческим потугам пока несостоявшихся гениев. В данном случае Иоанн Грозный выступает как тоталитарный руководитель, жестко пресекающий нестандартность мышления своего подчиненного. Новое не вписывается в существующую систему и посему может представлять опасность для системы. Также изобретатель Шурик не вписывается в систему правил дома-корпорации, выглядит здесь инородным элементом.
ЭПИЗОД ТРЕТИЙ. МИЛОСЛАВСКИЙ И БУНША В ДРЕВНЕЙ МОСКВЕ ИЛИ ИСКУССТВО ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ
Шведский посол: Так что передать мой король?
Милославский: Передай твой король мой пламенный привет.
Шведский посол: А Кемска волость?
Милославский: Такие вопросы, дорогой посол, с кандачка не решаются. Нам надо посоветоваться с товарищами, зайдите на недельке. Да, кстати, вам от меня лично маленький сувенир.
Надо отдать должное находчивости Жоржа Милославского: попав в нестандартные и абсолютно экстремальные условия, он находит быстрое и нестандартное решение: "Эврика! Царские шмотки! Одевайся, царем будешь!" Как управдом Иван Васильевич Бунша скажет впоследствии: "каюсь, что хоть не по собственной воле, а по принуждению князя Милославского временно являлся исполняющим обязанности царя". На тот момент это было единственно правильным решением. Во время приключений героев в древней Москве мы видим две абсолютно разные модели поведения как с точки зрения принятия решений, так и с точки зрения желания/нежелания нести за них ответственность. Иван Васильевич Бунша заявляет (вполне резонно), что он "не имеет права подписывать такие исторические документы", а через некоторое время под давлением обстоятельств с огромной легкостью готов отдать Швеции Кемскую волость. Здесь хочется отметить совершенно мастерски проведенные переговоры Милославским со шведским послом. Он вовремя взял инициативу на себя, спас ситуацию, предложив послу продолжить переговоры на эту тему позже, и, расставаясь на позитивной ноте, вручил ему небольшой презент. В то время как Иоанн Грозный в квартире Шурика знакомится с достижениями цивилизации, наши герои принимают первые управленческие решения в новой должности: издают свой первый указ и отправляют армию выбить Крымского хана с Изюмского шляха. Нужно добавить, что кроме умения быстро оценивать ситуацию и принимать правильные решения, Милославский, несомненно, обладает умением ярко и образно формулировать свои мысли, что еще раз подтверждает его лидерский потенциал.
ЭПИЗОД ЧЕТВЕРТЫЙ. СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ
Иван Васильевич: Вот вы говорите царь, царь…. А вы думаете, Марфа Васильевна, нам, царям, легко? Да ничего подобного, обывательские разговорчики! У всех трудящихся два выходных дня в неделю, мы, цари, работаем без выходных. Рабочий день у нас ненормированный… Если хотите знать, нам, царям. за вредность надо молоко бесплатно давать. Журнал "Здоровье" так прямо и указывает: нервные клетки не восстанавливаются.
Конечно, в реальной жизни мы редко подвергаемся стрессам такого уровня. Ведь нашим героям под страхом быть разоблаченными в любую секунду, нужно было принимать решения, оказывающие непосредственное влияние на судьбу государства. Хотя все больше и больше современных руководителей вынуждены признавать, что постоянная гонка за временем, постоянная необходимость решать, что делать в первую очередь из всего множества дел, которые необходимо успеть сделать, вызывают у них чувство постоянного стресса. Вопрос: как выделить и делать в первую очередь самое главное – важнейший в работе успешных руководителей.
ЭПИЗОД ПЯТЫЙ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ
Шурик: Живы?
Милославский: Живы! Рассказать - никто не поверит!
Бунша: В милиции поверят! Вы еще ответите за ваши антиобщественные опыты! Хулиган!
Какие выводы можно сделать из этой истории? Воспользуется ли царь Иоанн Грозный, вернувшись назад, своим кардинально новым жизненным опытом для управления государством? К каким новым достижениям устремится Шурик? Пересекутся ли еще раз пути Жоржа Милославского и управдома Бунши? Ведь, по сути, они хоть и вынужденно, в силу обстоятельств, но работали вместе в проектной группе, принимающей стратегически важные решения! От их совместной работы, их способности или неспособности находить компромиссные решения, рисковать, брать на себя ответственность зависела в буквальном смысле их жизнь. Кино и жизнь намного ближе друг к другу, если об этом задуматься. В жизни, как и в кино, успех чаще приходит к смелым, готовым рисковать, не боящимся делать ошибки и выглядеть смешными, умеющим мыслить нестандартно и не бояться принимать правильные, на их взгляд, решения.