По статистике, ежегодно в мире на авиарейсах пропадает до 6 млн сумок. Около 85% пропавших вещей находят своих хозяев в течение 2–3 суток, остальные же числятся без вести пропавшими.
В 2007 году около 9 млн россиян отдохнули за границей, 5% из них –
петербуржцы. В этом году желающих бросить свое утомленное тело на неделю-другую,
к примеру, где-нибудь на берег Средиземного или Красного моря будет не меньше. А
это значит, архив историй о потерянных чемоданах пополнится еще несколькими
экземплярами.
Их сюжеты почти всегда одинаковы: прилетаю, багажа нет, 2 дня (здесь возможны
варианты от суток до 5 дней) ждал. Ждал либо в тех же джинсах и майке, что
приехал, либо в обновках из местного универмага. С обновками еще должно повезти,
потому что часто дни прилета приходятся на выходные, когда магазины во многих
странах не работают. Кстати, одна наша читательница из-за этого появилась на
научной конференции в Стокгольме в майке с рожицей поросенка и надписью "Я
вегетарианка". Хорошо, что люди на конференции попались с чувством юмора.
Но мы решили найти среди читательских чемоданов тот, чье одиночное
путешествие оказалось самым долгим. Это было непросто (что как авиапассажиров
всех нас должно радовать), но мы его нашли. Багаж без хозяев путешествовал 10
дней. "Мы прилетели в Йоханнесбург (ЮАР) и затем отправились в Сан Сити, –
рассказывает генеральный директор WorkLine Research Евгения Громова. – С этого
момента и началось путешествие нашего багажа. Из Сан Сити мы поехали в Чукуду, а
багаж из гостиницы уехал вместе с группой японских туристов в аэропорт. Пока его
искали и возвращали, мы уже были в Дурбане. Вернувшись в Чукуду и не застав нас
там, один чемодан полетел в Дурбан, где мы его и получили, а другой отправился
за нами в Лондон. Но встретились мы с ним только в Москве. Дольше всех
путешествовал деревянный жираф: лишь неделю спустя после приезда в Россию мы
забрали его из Москвы".
Истории с потерей вещей чаще случаются на рейсах, где есть пересадки. Сколько
чемоданов летает по России без хозяев, неизвестно. Наша страна не входит в
Ассоциацию европейских авиалиний, ежегодно публикующую черные списки
нерасторопных авиакомпаний. Хотя, возможно, уже скоро проблема поиска любимых
сумок и баулов будет решена. К 2009 году российские специалисты планируют
запустить в серийное производство чемоданы-роботы. Помимо того, что Тони – так
хотят назвать эти чемоданы – смогут сами следовать за хозяином, ими можно будет
управлять с помощью GPS-навигатора, что облегчит их поиск. А главное, времени
наверняка понадобится меньше, чем сегодня на это тратят авиакомпании.
Читайте также:
Потерянный чемодан стоит авиакомпаниям около $100
Но если багаж все-таки пропал, то, как говорят юристы, авиаперевозчик должен
компенсировать его стоимость из расчета $20 за 1 кг. Если багаж не взвешивали,
то предполагается, что он не превышает применяемой нормы бесплатного провоза
багажа с учетом класса обслуживания.
В отношении предметов, оставляемых пассажиром при себе, ответственность
перевозчика ограничивается $400. Юристы советуют не класть в чемоданы ценные
вещи. Если по-другому их никак не довезти, заявите о них при регистрации на
рейс. Составьте акт, где опишите все вещи и укажите их стоимость. В случае
потери багажа авиакомпания выплатит эту сумму, если не докажет, что она
завышена. Ну и, конечно, всегда можно требовать компенсации морального
вреда.
Авиакомпании, чаще всего терявшие багаж в 2007 году
1 – TAP Air Portugal (Португалия)
2 – British Airways (Великобритания)
3–4 – KLM (Нидерланды), Alitalia (Италия)
5 – Air France (Франция)
6 – Luxair (Люксембург)
7 – BMI(Великобритания)
8–9 – Finnair (Финляндия), Lufthansa (Германия)
10 место – Spanair (Испания)
Отчет составлен Ассоциацией европейских авиалиний (AEA). По России сводных
данных нет, так как наша страна не входит в AEA.