Малые и средние нефтяные компании вскоре могут начать жить по отдельному закону, который защитит их от поглощения нефтяными монополистами, открыв доступ к рынкам сбыта и нефтеперерабатывающим мощностям.
"Нефтяные малыши" уже заручились поддержкой в профильных
комитетах Госдумы и Совета Федерации. Дело осталось за главным - найти
сторонников в правительстве.
О необходимости разработки и принятия такого закона
говорилось на выездном заседании комитета Госдумы по природопользованию и
комитета Совфеда по природном ресурсам, которое прошло в республике Татарстан.
Место встречи выбрали не случайно: в регионе работают 33 независимых
нефтедобывающих компании (ННК), а их вклад в добычу нефти по республике составил
в 2007 году 19,4% от общего объема.
Вклад
малых нефтяных компаний в общероссийскую добычу "черного золота" куда
скромнее - усилиями 160 ННК в прошлом году было извлечено всего 4% нефти,
сообщил на заседании глава комитета по природным ресурсам Совфеда Виктор Орлов.
Одна из причин низких показателей - массовое поглощение ННК со стороны нефтяных
монополистов, начало которому было положено еще в 2002 году.
Доля ННК в добыче нефти на мелких и мельчайших
месторождениях, тем не менее, может возрасти с нынешних 15% до 30%, считает
Орлов. "Малому бизнесу может быть передано в пользование и около 30-50%
простаивающих скважин, также не исключено их участие в добыче синтетической
нефти из месторождений битумов, нефтяных песков и тяжелой нефти", - добавил
сенатор.
ННК
так и останутся жить на задворках нефтяного рынка, если не будет принят
отдельный закон, регулирующий их деятельность, считает глава думского комитета
по природопользованию Наталья Комарова. "К сожалению, учесть специфику малого
нефтяного бизнеса в рамках действующего закона о малом и среднем
предпринимательстве невозможно, - отметила Комарова. - Поскольку он вообще не
содержит никаких отраслевых характеристик - ни для торговых организаций, ни для
наших нефтяных компаний: только количество сотрудников и денежный оборот".
Глава комитета также выступила за снижение налоговой ставки
по налогу на прибыль для ННК с 24% до 13% и введение налоговых каникул по налогу
на имущество для таких компаний на срок до 5 лет. Кроме того, государство могло
бы гасить банкам 3/4 ставки рефинансирования по кредитам, выдаваемых "малышам"
на модернизацию основных средств и техоснащению месторождений, полагает
парламентарий.
Не видят пока смысла в разработке отдельного закона для ННК
в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). По мнению начальника Управления
контроля ТЭК ФАС Александра Пироженко, решить проблему можно, зафиксировав ряд
ограничителей для крупных монополистов в законе "О нефти", который также
находится лишь на стадии разработки. "В этом законе необходимо ограничить часть
прав вертикально интегрированных компаний по реализации нефтепродуктов,
установить стандарты раскрытия информации, а также разработать меры налогового
стимулирования для ННК", - пояснил Пироженко.
Не дожидаясь нефтяного закона, уже в ближайшее время ФАС
намерена выдать предписания ряду крупных компаний, которые поумерили бы их
аппетиты в отношении ННК, добавил представитель службы. "Предписания появятся
через две недели и будут адресованы "пятерке" крупных нефтяных компаний, а
корректировка правил игры в отношении ННК будет существенной", - сообщил dpmoney
один из участников заседаний, осведомленный по поводу планов службы.
Представители ННК считают, тем не менее, недостаточными для
защиты своего бизнеса одни лишь антимонопольные меры и настаивают на разработке
и принятии отдельного закона. По этому поводу вице-премьер правительства Игорь
Сечин, одновременно возглавляющий Совет директоров нефтяного гиганта -
"Роснефти", дал согласие обсудить на следующей неделе проблемы "малышей" с
гендиректором АссоНефть Еленой Корзун, рассказал dpmoney один из представителей
малого нефтяного бизнеса.