Считают, что корпоративный спорт возник в США во второй половине XX века. Однако состязания в силе и сноровке проводились между ремесленниками одного цеха и в средние века. Корпоративным состязанием можно считать и традиционный русский кулачный бой, который способствовал и выработке командного духа, и выявлению лидерских качеств. Хотя в наши дни большинство руководителей и сотрудников предпочитают безопасные виды соревнований, среди них есть и любители экстрима, и большие оригиналы.
Кстати, российский опыт в деле сплочения и единения трудящихся куда богаче
зарубежного. В советское время главную роль в формировании корпоративного спорта
играли профсоюзы, в ведении которых находилось большинство спортивных сооружений
СССР. Организатором межцеховых состязаний было спортивное общество "Трудовые
резервы". А как организованное международное движение корпоративный спорт
оформился в начале 1990-х. Штаб-квартира организации, взявшейся за его
продвижение, расположена в Великобритании, в городе Питерборо.
Известные государственные деятели, политики и бизнесмены создали оргкомитет
Всемирных корпоративных игр, проводящихся ежегодно. К числу профессиональных
соревнований, которые можно определить как корпоративный спорт, относятся и
Всемирные игры военных, Всемирные игры полицейских и пожарных и прочие. Если
несколько лет назад спорт, по данным компаний, занимающихся организацией
корпоративного досуга, обеспечивал менее 10% всех заказов, то сегодня эта цифра
выросла втрое.
Самые распространенные виды корпоративного спорта – футбол, волейбол, лыжи и
сноубординг. Растет интерес к интеллектуальным видам соревнований, таким как
шахматы, бильярд, покер, а также к необычным видам спорта – городкам, картингу,
гольфу, виндсерфингу, керлингу. "Одним из самых популярных видов корпоративного
спорта еще 2–3 года назад был пэйнтбол, – говорит представитель маркетингового
агентства STEM Светлана Барулина. – Сегодня интерес к нему несколько снизился.
Зимой популярны лыжи и сноуборд, летом – футбол и пляжный волейбол. Постепенно
набирают обороты своеобразные квесты, мини-приключения, позволяющие сотрудникам
компании оказаться в нестандартной обстановке и испытать себя в новом
качестве".
Идеи для корпоративного соревнования могут быть самыми разнообразными – от
поиска Янтарной комнаты до ориентирования в городе в поисках "Ключа от сейфа".
Менеджер по работе с клиентами "Балтийского стрелкового центра" Юлия Силуянова
считает, что будущее за необычными видами корпоративного спорта: "В среднем мы
проводим 10–11 корпоративов в месяц, и заказывают их фирмы с очень разными
направлениями деятельности: это и интернет-услуги, и страхование, и
строительство, и радиовещательные компании". "Мы продвигаем такой вид
совместного отдыха, как фотоориентирование, – говорит представитель компании
"БИММ спорт" Юрий Мордвинов. – Ориентируясь по фотографиям, команда проходит
определенный путь на местности. А тех, кто готов на финансовые затраты, все чаще
привлекают гонки на гидроциклах и квадроциклах, эстафеты с использованием
специального оборудования".
Почти каждая крупная компания города отдает предпочтение определенному виду
спорта. Так, в компании DEPO Computers есть своя футбольная команда, которая
регулярно тренируется на стадионе ФК "Динамо" и соревнуется с командами других
компаний. Среди партнеров – футбольные команды банка ВТБ, а также компании "СП
Бизнес Кар", автодилера Toyota и Lexus. Для сотрудников, не увлеченных футболом,
фирма устраивает соревнования по водному поло или стрельбе из лука.
"Пример необычного подхода к корпоративному отдыху – коллектив компании MONT
(московский дистрибьютор программного обеспечения), – говорит Светлана Барулина.
– Генеральный директор MONT Дмитрий Москалев увлекается альпинизмом. Его
увлечение передалось многим сотрудникам, и они совершают коллективные
восхождения. Например, они вместе совершали восхождение на самую высокую точку
Альп – Монблан".