Пару лет назад 22-летний Андрей Шарков и подумать не мог, что дело его жизни будет связано с шоколадом. Судьбоносным стало желание заказчика сделать фирменную символику сладкой.
Проект стартовал в начале 2006 года. На тот момент я был студентом третьего
курса СПбГПУ и делал первые шаги в рекламном бизнесе в рамках студии дизайна,
которую организовал годом ранее. На самом деле студии как таковой не было, это
была творческая группа, я пригласил в нее своих друзей. Я занимался поиском
заказчиков, они – дизайном. Делали фирменные стили, сайты, полиграфию, сувениры.
Тогда я научился работать с подрядчиками, делегировать другим то, что не мог
сделать сам, установил много полезных контактов с производителями сувениров,
типографиями. Однажды заказчик (представитель крупной логистической компании)
захотел сделать что-то оригинальное, чего ни разу не делал. На встречу с ним я
пришел с пачкой каталогов эксклюзивных сувениров и несколькими буклетами,
которые удалось скачать из интернета. На одном из буклетов были нарисованы
шоколадные плитки с барельефной символикой в деревянных шкатулках, шоколадные
наборы в брендированных коробочках и т. д.
Мне было бы удобно, если бы заказчик выбрал что-нибудь из каталога, но он,
как назло, обратил внимание на шоколад. Чтобы отговорить его от этой идеи, я
сказал, что это очень дорогое удовольствие (тогда у меня было другое
представление о дорогом). Заказчик дал мне 2 дня, чтобы я подготовил более
предметное предложение по шоколаду. Из его кабинета я вышел, не имея
представления, как разруливать ситуацию. Терять такого клиента было нельзя.
Следующие 48 часов я потратил на поиски тех, кто был способен реализовать
идею. К счастью, я нашел возможных контрагентов, все они были в Москве, и лишь
одна компания, которая делала сложные фигурные плитки, работала в Петербурге. В
итоге заказ сделали, заказчик остался доволен. Отдышавшись, я осознал тот факт,
что большую часть компонентов для этого (на тот момент самого крупного для меня)
заказа пришлось покупать в Москве, а в Петербурге это направление оказалось не
развито. Мне пришла в голову идея выделить продукцию из шоколада в отдельное
направление бизнеса.
Так в феврале 2006-го появился сайт Shokoladka.spb.ru. Вложения составили
пару сотен долларов. На сайте я разместил каталог московских партнеров. Я был их
агентом в Петербурге, однако продавал продукцию под своим брендом. С друзьями
работать не получилось, поэтому мы расстались, и я начал новый проект в
одиночку.
К маю 2006 года я решил обзавестись офисом и менеджером. Однако денег (50
тыс. рублей) хватало только на полтора месяца аренды, покупку мебели, двух
компьютеров, прокладку телефонной линии и зарплату одного сотрудника. Поначалу
заказы шли вяло, но стабильно. Переломным стал декабрь 2006-го, Новый год. На
нас обрушилась лавина заказов. Мы справились, но возникло четкое осознание того,
что надо избавляться от посреднической зависимости.
В январе 2007 года купили оборудование по упаковке, подписали новые
соглашения с петербургскими производителями. Вложения составили около $40 тыс.
Хлопот стало больше, но и возможности выросли многократно. Это решение себя
оправдало, и 2007 год мы закончили с оборотом около 7 млн рублей. В 2008-м я
нацелен уже на 20 млн рублей. В числе наших заказчиков – премиальные
автомобильные бренды, отели, бутики, строительные компании. В ближайшем будущем
мы собираемся наращивать мощности и выходить на рынок b2c.