По материалам www.rian.ru Все статьи автора
16 июня 2008, 18:02 789

О Валентине Терешковой и других "космических" женщинах

Фото: epizodsspace.testpilot.ru

Ровно 45 лет назад, 16 июня 1963 г., впервые в космический полет отправилась женщина-космонавт - наша соотечественница Валентина Терешкова пробыла на орбите два с половиной дня. Вот как об этом рассказал РИА "Новости" Юрий Зайцев, эксперт института космических исследований.

Когда от Королева потребовали очередное шоу в космосе - на этот раз под девизом "у нас все равны" - он явно не обрадовался. Пришлось придумывать научное обоснование "женского эксперимента". Им стала необходимость "изучения влияния различных факторов космического полета на женский организм".

Валентина Терешкова: я и сейчас готова полететь в космос

328

Из тысячи претенденток отобрали пять человек. После госэкзамена по общекосмической подготовке состоялось официальное представление женского отряда Генеральному конструктору. Сергей Павлович попросил всех по очереди рассказать о себе. Потом поинтересовался, как возникало желание лететь в космосе. К концу разговора он стал хмурым, а потом в узком кругу выразил неудовлетворенность составом группы. По его мнению, все члены отряда были далеки от ракетно-космической техники.

По сложившейся практике решение о том, кто первым полетит в космос, объявили перед самым отлетом на космодром. К этому времени все уже знали, что решение принято, и знали какое, но каждая надеялась: а вдруг случится чудо... Не случилось. На стартовую площадку в скафандрах поднялись двое - Валентина Терешкова и ее дублер Ирина Соловьева.

Терешкова перенесла полет трудно. Плохо себя чувствовала, и не все пункты полетного задания смогла выполнить. Но бодрилась и даже просила продлить полет. "Только бы мне ее посадить, - говорил Королев, - она у меня полжизни отняла".

Между тем, пилотируемая космонавтика набирала темп: разрабатывается новый корабль "Союз", одновременно шла серия из пяти "Восходов", планировалась работа еще с несколькими "Востоками". В 1966 г. намечалось выполнить 9 полетов, в 1967 - 14, в 1968 - 21. Однако участие в них женщин-космонавтов не предполагалось. Королев заявил, что женский отряд ему не нужен, женщины себя не оправдали, и ему достаточно одного женского полета. Хотя пару раз возникали идеи запустить чисто женский экипаж. Даже формировали основную и дублирующую "двойки". В частности, намечался полет женского экипажа на корабле "Восход" продолжительностью 15 суток с выходом в открытый космос. Началась подготовка, которая шла вяло, ограничиваясь тренажерами. А вскоре умер Королев, и серию кораблей "Восход" закрыли.

В 1969 г. всех женщин, кроме Терешковой, из отряда космонавтов отчислили "в связи с расформированием женской группы". Почти на 20 лет мужчины смогли расслабиться. Женские космические полеты в Советском Союзе возобновили лишь в 1980-х годах в ответ на аналогичную американскую программу. В 1982 г. Светлана Савицкая совершила полет на корабле "Союз" и орбитальной станции "Салют-7", а через два года во втором полете впервые среди женщин-космонавтов выполнила выход в открытый космос.

Спустя 12 лет слетала в космос еще одна российская женщина - Елена Кондакова. И тоже дважды - первый раз на "Союзе", второй - на американском шаттле. Проработав на орбитальном комплексе "Мир" в общей сложности 169 суток, она стала мировым рекордсменом по длительности пребывания в космическом полете среди женщин. Сегодня среди российских космонавтов больше нет представительниц прекрасного пола. Последней, так ни разу и не слетав в космос, покинула отряд, в который была отобрана в 1994 г., Надежда Кужельная.

В советской космонавтике существовало правило, что если космонавт назначен и готовится в дублирующем экипаже, то в следующий раз он будет в основном. Кужельная готовилась как бортинженер основного экипажа первой российской экспедиции посещения МКС, но неожиданно без видимых причин была переведена в другую группу космонавтов. Затем она стала дублером француженки Клоди Эньере, которой ранее удалось поработать на "Мире", а затем слетать на МКС. Надежде не повезло - на орбите она так и не побывала. Всего в истории российской космонавтики к полету готовились 17 женщин, но лишь трое из них слетали в космос.

В Америке первая группа летчиц прошла обследование на предмет подготовки к космическому полету еще в начале 1961 г. При этом медики с изумлением обнаружили, что женские результаты оказались лучше мужских. Однако и НАСА объявило, что не нуждается в женщинах-астронавтах. Свое решение официальные лица агентства мотивировали указанием президента Эйзенхауэра еще от 1959 г., что астронавты должны набираться исключительно из числа военных. (Может быть, по этой же причине и российским кандидаткам на космические полеты были еще до звездного рейса Терешковой присвоены звания младших лейтенантов?). Первая американка стартовала в космос лишь в 1983 г. - ею стала Салли Райд.

Сегодня в мире уже около 50 астронавтов - женщин. Космические леди есть также у Великобритании, Канады, Франции, Японии, Кореи... Пару лет назад руководство китайской космической программы заговорило о планах набора женского отряда космонавтов из числа студенток высших учебных заведений. Объявлено об этом было накануне женского праздника 8 марта. Правда, потом выяснилось, что это была шутка.