Что готовят клиентам сотовые операторы

Автор фото: Фото: Роман Киташов

Директор ОАО "ВымпелКом" (ТМ "Билайн") на Северо-Западе Андрей Елисеев поведал "ДП", почему сотовые операторы хотят превратить канал обмена информацией в канал передачи чувств. Он первый задал вопрос: "Куда, по вашему мнению, сейчас движется телекоммуникационная отрасль?"

– Пожалуй, к конвергенции всего и вся.
– Да. И это означает больше разных услуг для абонента. Мы расширяем сферу деятельности. Такой подход продиктован рынком, и его реализация началась с назначения генеральным директором "ВымпелКома" Александра Изосимова. Он пришел из другой отрасли и привнес новый взгляд в сотовый бизнес, поставил принципиально другие задачи. Раньше нас интересовала только сотовая связь, конкуренция в этой области. А сейчас наша компания активно смотрит по сторонам, развивается в разных направлениях.
– "ВымпелКом" хочет занять второе место по выручке на Северо-Западе в 2008 году, обогнав МТС. Что для этого сделаете?
– По нашим оценкам, средний доход на одного абонента в месяц (ARPU) у нас растет быстрее, чем у других операторов. При сопоставимых темпах роста абонентской базы происходит сближение объема наших доходов с доходами конкурентов.
– За счет чего происходит такой рост ARPU?
– Есть только два способа нарастить ARPU. Первый – стимулировать рост объема телефонных разговоров за счет привлекательных тарифов и растущих потребностей клиентов. В связи с этим увеличивается количество минут, которое абонент "выговаривает" в месяц. Второй способ – предлагать дополнительные сервисы.
– Вам не кажется, что скоро рост продолжительности телефонных разговоров остановится?
– Конечно, есть некий предел. Человек должен же еще чем-то заниматься, кроме телефонных разговоров. Но сложно сказать, когда объем потребления голосовых услуг достигнет предела. Сейчас активно меняется стиль общения по мобильному телефону. Раньше разговоры были краткими, деловыми, они не носили характер эмоционального общения и беспечной болтовни, потому что минуты были дороги.
– С тарифами что-то будет меняться?
– Еще пару лет назад тарифные планы строились исходя из того, что средняя длительность одного телефонного разговора была меньше минуты. Именно поэтому активно предлагались тарифные планы с посекундной тарификацией. Сейчас продолжительность разговоров увеличилась, поэтому в ходу тарифные планы с поминутной тарификацией. Современные предложения предусматривают 2 минуты по достаточно высокой цене, а все последующие – с существенной скидкой. Такие тарифы побуждают абонента к более свободному общению, без оглядки на цену. Мы формируем восприятие наших услуг не как средства передачи важной информации, а как способа обмена эмоциями и канала передачи чувств.
– Говорят, большинство дополнительных услуг оператор продвигает для собственного PR...
– Напротив, дополнительные услуги абоненты считают важным элементом нашего сервиса. Операторы же используют PR, дабы развеять мысли клиентов о том, что новые услуги сложны и неудобны. По Северо-Западному региону доля дополнительных услуг составляет 20% общего объема доходов. Не голосовая услуга номер один – SMS, она составляет 50% всех допуслуг, номер два – интернет-доступ (25%), номер три – WAP (10%).
– Как вы считаете, стоит ли сейчас развивать WAP-услуги? Ваши конкуренты, например, активно продвигают WAP-порталы...
– WAP – это усеченный протокол доступа в интернет, разработанный для мобильных сетей, которые еще не поддерживали высокие скорости передачи данных. Сейчас сотовые телефоны и сети позволяют просматривать обычные интернет-страницы. Это сделало WAP-доступ значительно менее привлекательным. В публичном интернете абоненту доступен значительно больший объем информации по существенно меньшей цене трафика. Какое-то время интерес к WAP-сайтам еще сохранится, но делать ставку на продвижения WAP как информационной среды не имеет смысла. С другой стороны, нельзя забывать, что с помощью WAP абоненту может быть предоставлен уникальный контент, который размещается на портале оператора.
– Два-три года назад операторы продвигали MMS. Что с этой услугой происходит сейчас?
– Она занимает четвертое место по доходам от дополнительных услуг. Однако у MMS есть огромное преимущество. Ведь это обмен медийной информацией между абонентами. С помощью MMS пользователь может выразить себя – самостоятельно сформировать визуальный контент и подарить его своим знакомым.
– Но ведь по сути MMS – это просто SMS с довеском...
– Не могу с вами согласиться. Вот, например, когда-то люди с радостью слушали музыку, проигрывая пластинки. А потом оказалось, что в дополнение к музыке можно снять видеоклип, и удовольствие от восприятия музыкального произведения возрастет в десятки раз. MMS – первая мультимедийная услуга в мобильных сетях. Со временем доля таких услуг будет расти. В ближайшем будущем в сетях третьего поколения (3G) мы начнем активно обмениваться снятыми самостоятельно видеофильмами, осуществлять видеозвонки, смотреть телевизионные программы.
– Получается, что основные способы увеличения ARPU упираются в наращивание трафика?
– Сейчас особый интерес для нас представляют нетрафиковые услуги. Например, ринг-бэк-тон. Человек подбирает мелодию, которая будет звучать вместо гудка, пытаясь эмоционально подготовить к разговору абонента, который ему позвонил. И подобных модных штучек будет немало. Например, услуги позиционирования, которые позволят определить местоположение абонента. Или вот, сейчас многие телефоны уже имеют встроенные GPS-навигаторы. Операторы скоро начнут предлагать сервисы, основанные на навигации. И следующее – это сети третьего поколения. Мы вступили в эпоху 3G.
– Но в Европе популярность 3G невысока...
– Зато в Азии сети 3G стартовали очень удачно. Ведь и у нас были этапы внедрения GPRS, когда никто не верил в перспективность таких услуг. 3G – технология, которая станет элементом нашей жизни с 2009 года. Высокая скорость передачи данных дает массу возможностей для развития видеосервисов, например мобильного ТВ. Рост сектора развлекательных услуг наблюдается во всех отраслях, не обойдет он стороной и телекоммуникации.
– Зачем "ВымпелКом" потратил $4,2 млрд на покупку Golden Telecom?
– Обслуживание с фиксированным городским номером – это только первый плод нашего сотрудничества. Следом мы займемся высокоскоростным доступом в интернет, потом доставкой видео и т. д. Другие операторы "большой тройки" тоже движутся в направлении фиксированной связи. Но у нас есть преимущества – уже имеющаяся у Golden Telecom абонентская база и известный бренд. Вместе мы сможем предоставлять клиентам полный пакет телекоммуникационных услуг: сотовая, фиксированная телефонная связь и интернет. Это удобно. К примеру, в нашем городе водоснабжение квартир обеспечивает "Водоканал". А вам было бы удобно, если бы существовало два разных оператора – горячей и холодной воды?