Петербург сегодня – один из лидеров в России по привлечению транснациональных корпораций. Чтобы утверждать это, достаточно посмотреть на списки членов ведущих петербургских торгово-промышленных палат и убедиться, что их число уже измеряется не сотнями, а тысячами. Вместе с тем на развертывание полномасштабной корпоративной инфраструктуры, включающей строительство заводов, логистических узлов, образовательных и исследовательских центров, пока идут единицы.
Каждая из транснациональных корпораций испытывает на себе результаты внимания
политического руководства города и страны, пользуется существенными налоговыми
льготами и административными преференциями. Петербург интересен
транснациональным корпорациям прежде всего уникальным географическим положением.
Будучи одним из ведущих деловых центров современной России, наш город находится
в непосредственной близости к европейской транспортной инфраструктуре и
европейским потребителям. Открывая отделение в городе на Неве, транснациональные
игроки, с одной стороны, выходят на российский рынок и вместе с этим получают
возможность участвовать в экономических процессах в прибалтийских странах и
странах Северной Европы.
Положение культурной столицы, наличие крупных образовательных центров и
перспективных производственных мощностей выгодно выделяют Петербург в сравнении
с другими российскими регионами. К тому же внимание к городу высшего
политического руководства страны и близость административного ресурса также
обязательно оценивается аналитиками ТНК. Вместе с тем наличие перспектив
обязательно уравновешивается наличием серьезных рисков и проблем для
траснационального бизнеса.
Сегодня, задав любому руководителю ТНК в Петербурге вопрос "что для вас
главная проблема в Петербурге?", вы обязательно получите ответ: персонал. При
этом, к сожалению, неважно, в какой сфере работает опрашиваемый вами
руководитель. Инфляция, отсутствие серьезной конкуренции на рынке трудовых
ресурсов Петербурга неминуемо приводят к тому, что темпы заработной платы растут
в 2–3 раза быстрее темпов роста производительности труда. Отсюда завышенная
профессиональная самооценка работников, текучка персонала, трудности в создании
"трудовых коллективов стратегического роста".
К этому приходится добавить российские особенности исторического наследия,
когда воровство у работодателя считается нормой, а классические теории мотивации
персонала не работают. Негибкость миграционного законодательства и визового
режима затрудняют привлечение квалифицированных кадров из других стран для
поднятия внутрикорпоративной культуры и решения корпоративных задач. Другая
проблема – по-прежнему слабо развитая бизнес-инфраструктура. При этом речь идет
не только о транспортной инфраструктуре. Действительно, темпы ее развития
значительно уступают темпам роста производства компаний, ее использующих.
Например, еще недостроенная КАД зачастую "стоит" в обе стороны в течение всего
рабочего дня. Отсутствие прямого авиасообщения со многими экономическими
центрами мира, сложности организации логистики товаров и услуг, острая нехватка
складских помещений и проблемы с подключением к энергосетям – все это часть
петербургской инфраструктурной проблемы.
Однако самые острые для ведения и сопровождения транснационального бизнеса
сегодня вопросы – это, пожалуй, извечные российские проблемы: коррупция и
бюрократия. ТНК, работающие по своим внутренним стандартам и требованиям, часто
затрачивают месяцы драгоценного времени на преодоление бюрократической косности
или искусственно создаваемых препятствий. А производство товара далеко не всегда
означает, что он появится на торговых полках. Однако при этом нельзя сказать,
что все ТНК "работают в белых перчатках". Стоит признать, что транснациональный
бизнес иногда быстро приспосабливается к национальному колориту и наряду с
местными предпринимателями активно использует такие инструменты, как откаты и
"серые" комиссионные.
Многие руководители ТНК, обосновавшихся в России, также указывают на слабость
местного делового сообщества. К сожалению, это общероссийская проблема.
Практически отсутствие профессиональных ассоциаций и объединений, низкая
конкурентная культура, проблема толерантности, отсутствие культуры и традиций
потребления, неминуемо влияющих и на характер корпоративной культуры, – вот лишь
неполный список негативных характеристик современного business community в
России.
Например, в Германии или Великобритании, когда работодатель увольняет своего
сотрудника за нарушение корпоративной этики, неважно – будь это проворовавшийся
бармен или менеджер, вступивший в сговор с клиентом, такой работник неминуемо
попадает в профессиональный "черный список", нередко совместно дополняемый
многолетними прямыми конкурентами. У нас он спокойно переходит дорогу и тут же
устраивается на такую же работу, иногда еще более высокооплачиваемую – ведь он
уводит с собой наработанную клиентскую базу или внутрикорпоративную информацию.
Таким образом, работодатели сами развращают работников, а работники пользуются
слабостью работодателей.