Какие трудности испытывают в Петербурге транснациональные компании

Автор фото: www.siemens.by

Петербург сегодня – один из лидеров в России по привлечению транснациональных корпораций. Чтобы утверждать это, достаточно посмотреть на списки членов ведущих петербургских торгово-промышленных палат и убедиться, что их число уже измеряется не сотнями, а тысячами. Вместе с тем на развертывание полномасштабной корпоративной инфраструктуры, включающей строительство заводов, логистических узлов, образовательных и исследовательских центров, пока идут единицы.

Каждая из транснациональных корпораций испытывает на себе результаты внимания политического руководства города и страны, пользуется существенными налоговыми льготами и административными преференциями. Петербург интересен транснациональным корпорациям прежде всего уникальным географическим положением. Будучи одним из ведущих деловых центров современной России, наш город находится в непосредственной близости к европейской транспортной инфраструктуре и европейским потребителям. Открывая отделение в городе на Неве, транснациональные игроки, с одной стороны, выходят на российский рынок и вместе с этим получают возможность участвовать в экономических процессах в прибалтийских странах и странах Северной Европы.
Положение культурной столицы, наличие крупных образовательных центров и перспективных производственных мощностей выгодно выделяют Петербург в сравнении с другими российскими регионами. К тому же внимание к городу высшего политического руководства страны и близость административного ресурса также обязательно оценивается аналитиками ТНК. Вместе с тем наличие перспектив обязательно уравновешивается наличием серьезных рисков и проблем для траснационального бизнеса.
Сегодня, задав любому руководителю ТНК в Петербурге вопрос "что для вас главная проблема в Петербурге?", вы обязательно получите ответ: персонал. При этом, к сожалению, неважно, в какой сфере работает опрашиваемый вами руководитель. Инфляция, отсутствие серьезной конкуренции на рынке трудовых ресурсов Петербурга неминуемо приводят к тому, что темпы заработной платы растут в 2–3 раза быстрее темпов роста производительности труда. Отсюда завышенная профессиональная самооценка работников, текучка персонала, трудности в создании "трудовых коллективов стратегического роста".
К этому приходится добавить российские особенности исторического наследия, когда воровство у работодателя считается нормой, а классические теории мотивации персонала не работают. Негибкость миграционного законодательства и визового режима затрудняют привлечение квалифицированных кадров из других стран для поднятия внутрикорпоративной культуры и решения корпоративных задач. Другая проблема – по-прежнему слабо развитая бизнес-инфраструктура. При этом речь идет не только о транспортной инфраструктуре. Действительно, темпы ее развития значительно уступают темпам роста производства компаний, ее использующих. Например, еще недостроенная КАД зачастую "стоит" в обе стороны в течение всего рабочего дня. Отсутствие прямого авиасообщения со многими экономическими центрами мира, сложности организации логистики товаров и услуг, острая нехватка складских помещений и проблемы с подключением к энергосетям – все это часть петербургской инфраструктурной проблемы.
Однако самые острые для ведения и сопровождения транснационального бизнеса сегодня вопросы – это, пожалуй, извечные российские проблемы: коррупция и бюрократия. ТНК, работающие по своим внутренним стандартам и требованиям, часто затрачивают месяцы драгоценного времени на преодоление бюрократической косности или искусственно создаваемых препятствий. А производство товара далеко не всегда означает, что он появится на торговых полках. Однако при этом нельзя сказать, что все ТНК "работают в белых перчатках". Стоит признать, что транснациональный бизнес иногда быстро приспосабливается к национальному колориту и наряду с местными предпринимателями активно использует такие инструменты, как откаты и "серые" комиссионные.
Многие руководители ТНК, обосновавшихся в России, также указывают на слабость местного делового сообщества. К сожалению, это общероссийская проблема. Практически отсутствие профессиональных ассоциаций и объединений, низкая конкурентная культура, проблема толерантности, отсутствие культуры и традиций потребления, неминуемо влияющих и на характер корпоративной культуры, – вот лишь неполный список негативных характеристик современного business community в России.
Например, в Германии или Великобритании, когда работодатель увольняет своего сотрудника за нарушение корпоративной этики, неважно – будь это проворовавшийся бармен или менеджер, вступивший в сговор с клиентом, такой работник неминуемо попадает в профессиональный "черный список", нередко совместно дополняемый многолетними прямыми конкурентами. У нас он спокойно переходит дорогу и тут же устраивается на такую же работу, иногда еще более высокооплачиваемую – ведь он уводит с собой наработанную клиентскую базу или внутрикорпоративную информацию. Таким образом, работодатели сами развращают работников, а работники пользуются слабостью работодателей.