Запашок пошел от всего рынка ритейла

Автор фото: Фото: Денис Вышинский

В этом году в некрасивую историю на рынке долга попала компания "Арбат Престиж". Эффект оказался удивительным: в историю попал один ретейлер, а запашок пошел от всего рынка.

Нервозность на рынке долговых обязательств нарастала вместе с тем, как от разговоров о дефолте отдельных эмитентов участники перешли к разговорам об угрозе, нависшей над третьим эшелоном в целом. А все начиналось с некрасивой истории вокруг "Арбат Престижа". Удастся ли компании к 20 июня (дате погашения облигационного займа) найти средства – вопрос крайне интересный. Ведь помимо 1,5 млрд рублей ретейлер должен выплатить купон из расчета 10,5% годовых, то есть еще 78 млн рублей. Сейчас генеральный директор сети Роман Хоменко намерен найти инвестора, который, выкупив долг компании, получит опцион на выкуп недвижимости.
Проблемы "Арбат Престижа" решаемы – в собственности у фирмы множество объектов как Москве, так и в Петербурге. А что делать другим взявшим в долг на рынке "доступных" денег и вынужденным расплачиваться теперь, когда не только уже перезанять, чтобы отдать, проблематично, но и сами заемные средства постоянно дорожают?
Некоторые эксперты отмечают, что даже выросшая в течение последнего года стоимость заимствований для компаний третьего эшелона – еще не самая справедливая цена за непрозрачные структуру, отчетность и небольшие объемы бизнеса. В настоящий момент ставки, по которым занимали такие компании, мало отличаются от цены заимствования для крупных и прозрачных эмитентов.
Инвесторы должны осознать, что, давая в долг неизвестным и закрытым эмитентам, они рискуют. И это риск выше среднего. Соответственно, их доход от вложений должен быть адекватным уровню этого риска. Несколько дефолтов таких компаний как раз и могут дать необходимый "воспитательный" эффект, не уронив рынок целиком. Возможно, и эмитенты станут более осторожны в заимствованиях, глядя на неудачный опыт соседей по эшелону.
Если все же дефолт по облигациям в ближайшее время произойдет, это может привести к переоценке рисков на всем рынке, что негативно скажется на всех его участниках. "Поэтому вполне вероятно, что если эмитент окажется на грани дефолта, банки хотя и предъявят облигации к погашению, но одновременно предоставят ему кредит или бридж-финансирование", – считает начальник отдела анализа долгового рынка ИК "Велес Капитал" Иван Манаенко. По его мнению, самый негативный вариант развития возможен при совпадении нескольких факторов, например, когда дефицит рублевой ликвидности будет на таком уровне, что банки не смогут найти средств для эмитента.
Защита рынка по схеме "спасение утопающего руками других утопающих" в этом году уже имела место. И ареной для этих событий стала отнюдь не Россия. Когда совместными усилиями инвестбанков и регулятора в США спасали банк Bear Stearns, большинство участников рынка поддержали эти действия. Для российской реальности спасение одного участника ради блага всего рынка весьма вероятно. Сложившееся положение даст очередной толчок развитию рынка непубличного долга. В этой сфере работают профессионалы, способные оценить связанные с непрозрачным бизнесом риски и выразить их в достаточно высокой стоимости заемных средств. Есть шанс, что ставка будет доступной, а риски оценены без ошибок.