Сбываются прогнозы о консолидации и укрупнении банков

Автор фото: i044.radikal.ru

Согласно оценкам участников рынка, с 2006 года доля экспансии иностранных банков в Россию увеличилась на 15%. Как рассказывает президент – председатель правления "Промсвязьбанка" Александр Левковский, такое развитие событий стало возможным благодаря тому, что российский банковский рынок динамично растет, развивается и стал одним из наиболее привлекательных объектов для инвестирования.

С другой стороны, существует тенденция усиления конкурентной борьбы в отечественной банковской системе и в то же время необходимость постоянного увеличения капиталов банков. "В подобной ситуации акционеры российского банка должны решать: либо они оставляют за собой полный контроль над банком, понимая, что риски конкуренции растут, либо привлекают нового акционера, в роли которого, как правило, выступает стратегический инвестор", – отмечает Александр Левковский.
Целиком большие иностранные банковские структуры стараются покупать небольшие, но устойчивые российские банки. Продажа пакетов акций ряда российских кредитных организаций зарубежным финансовым институтам стала одной из главных тенденций последнего года на отечественном банковском рынке. Более года назад произошли несколько знаковых сделок по вхождению крупнейших европейских финансовых групп в капитал российских банков: Raiffeisen – Импэксбанк, SG – 20% акций Росбанка с возможностью доведения доли до контрольного пакета, OTP Bank – Инвестсбербанк, Commerzbank – 15,3% Промсвязьбанка с возможным увеличением доли до мажоритарного пакета, Nordea – 75% Оргрэсбанка.
Иностранцы ведут себя неодинаково: одни медленно скупают по частям, другие сразу покупают готовый бизнес. Хороший пример захвата рынка – "Райффайзенбанк Австрия". У Raiffeisen уже был дочерний банк в России, который, как и Импэксбанк, активно развивал розничный бизнес. Однако у австрийской "дочки" бизнес сосредоточен в Москве. Совместно они создают крупнейшую иностранную банковскую группу в России и опережают Международный Московский банк (ММБ), контролируемый немецким HVB. Группа намерена стать шестым по величине банком на российском рынке.
Первоначально речь шла о покупке Импэксбанка немецким Deutsche Bank, но последний сделал выбор в пользу инвестиционного банка "Объединенная финансовая группа". "Относительно размеров и характера бизнеса Импэксбанка цена покупки ($550 млн) выглядит вполне адекватной, – считает генеральный директор группы банковского анализа "Амелин и партнеры" Игорь Амелин. – Может быть, есть некоторая премия к стоимости, но вряд ли слишком большая, поскольку не было серьезной конкуренции среди покупателей". По его словам, Deutshe Bank интересовала не розничная сеть Импэксбанка, а другие направления его бизнеса, поэтому он не стал бы платить столько, сколько предложил Raiffeisen.
Аналитик инвестиционной компании "Атон" Татьяна Капустина считает, что цена "немного выше, чем среднее значение, как раз потому, что Импэксбанк обладает развитой филиальной сетью, которая нужна Raiffeisen". У Импэксбанка филиалы в 45 городах России. Финансовый директор Raiffeisen International Мартин Грюлль говорит, что таким образом они сэкономили минимум 4 года по сравнению с естественным развитием филиальной сети в России.
Тактика Raiffeisen отличается от действий другого западного гиганта – Citibank. Он строит розничного банковского бизнеса в России с нуля. По мнению Татьяны Капустиной, когда Citibank начал этим заниматься 2–3 года назад, других вариантов и не было. "Были высокие риски, непрозрачность банков, неуверенность в качестве их доходов, – поясняет она. – Сейчас российские банки подросли в качественном отношении".
Банк "Австрия Кредитанштальт" (BA-CA) купил контрольный пакет акций ММБ, ранее принадлежавшего "Байерише Хипо-унд Ферайнсбанк АГ" (HVB). С 2005 года ММБ входит в крупнейшую европейскую финансовую группу – UniCredit. Исполнительный директор BA-CA Эрих Хампель заявил, что в результате сделки банк становится владельцем одного из крупнейших игроков на бесспорно обладающем самым высоким потенциалом рынке Центральной и Восточной Европы. "Наша цель – активный рост в России, и мы окажем поддержку экспансии ММБ", – добавил г-н Хампель.