50 лет с начала ХХ века штат Нью-Джерси жил обычной провинциальной жизнью. Что касается хореографии и балета, то поклонники Терпсихоры ездили отсюда в Нью-Йорк или Филадельфию и тратили деньги на любимое зрелище там. А танцоры и хореографы, если таковые встречались в Нью-Джерси, уезжали из штата в поисках работы.
Все изменилось в декабре 1958 года, когда танцевальная пара из Американского
театра балета представила два спектакля в Высшей школе искусств в Ньюарке. Никто
из первых зрителей, по случаю оказавшихся тогда в зале, не мог даже
предположить, чем для штата закончатся эти представления. Но у артистов, занятых
в постановке, были и амбиции, и мечты. Поэтому их ничто не могло остановить в
воплощении своих планов. Впоследствии они возглавили Балет Нью-Джерси: коренная
жительница штата Каролин Кларк стала директором, а Джордж Томал – хореографом
балета.
Год за годом коллектив развивался, расширял репертуар. В 1960 году были
поставлены отрывки из "Лебединого озера" с Симфоническим оркестром Нью-Джерси.
На сольные партии Одиллии-Одетты была приглашена прима-балерина Американского
театра балета Лупе Серрано. В 1966 году звезда балета мировой величины Эдвард
Винелла стал первым приглашенным танцором, выступивший в полноценном спектакле с
балетной труппой. Стоит ли говорить, что это сказалось самым положительным
образом и на репутации коллектива, и на интересе общественности к его
спектаклям. Знаковым было и сотрудничество со всеми коллективами (более
полусотни), существовавшими тогда в штате и его окрестностях. И каждое
десятилетие приносило триумфы и победы.
В 70-е годы Балет начал выступать в средних школах штата. В репертуар труппы
вошел "Щелкунчик", а в середине 70-х труппа перевела всех своих танцоров на
годовые контракты. С конца 70-х в репертуаре появились спектакли начинающих
хореографов, в 80-е коллектив начал интенсивно гастролировать. В 1987 году Балет
Нью-Джерси выступал совместно с Кировским балетом на сцене в Глассборо, в рамках
Балетного уик-энда, приуроченного к 20-летию встречи лидеров двух государств:
Джонсона и Косыгина. В начале 90-х коллектив отправился в мировые турне. В числе
стран, кроме Тайваня, Италии, Бермудов и т. д., был и Советский Союз.
Американское балетное танцевальное искусство – отражение американской жизни.
Это бурный котел, в котором смешаны разные традиции, балетные школы и культурные
влияния. С одной стороны, труппа балета Нью-Джерси (NJB) очень похожа на все
американские труппы: в ней собраны танцоры разных национальной и представители
разных балетных школ. Но с другой стороны, это труппа-уникум. Такого количества
народов и национальностей, как в ней, нет, пожалуй, больше ни в одной балетной
труппе мира! В труппе NJB – танцоры из Соединенных Штатов, России, Казахстана,
Украины, Японии, Болгарии, Аргентины, Колумбии и Монголии. Только российская
балетная школа и постсоветское пространство представлены солистами из Москвы,
Новосибирска, Казани, Перми, Киева и Алма-Аты.
В Петербурге выступление New Jersey Ballet состоится 18 и 19 июня в БКЗ
"Октябрьский". Труппа представит презентационные номера классического и
современного репертуара, поставленные такими величинами в мире балета, как
Баланчин, Дэ Милле, Тюдор, Небрада, Норт, Ренвал. NJB исполнит все лучшее, самое
"сильное" из своих спектаклей: "Щелкунчик", "Эсмеральда", "Красавица и
чудовище", "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Золушка", "Родео" и пр.
Программа выстроена таким образом, когда один танец сменяет другой, и все они
вместе создают ощущение жизнерадостности и оптимизма.