Mercury вытесняет с петербургского рынка серых дилеров эксклюзивных автомобилей

Автор фото: Илья Березин. auto.lenta.ru

Московская компания Mercury – эксклюзивный дилер автомобилей класса luxury в России – начала освоение Петербурга. За $ 1,5 млн Mercury приобрела местного игрока "Роял Авто", продававшего и обслуживавшего эксклюзивные автомобили, и в его помещении на Гельсингфоргской улице открыла центр по продаже и обслуживанию автомобилей Bentley. В 2010 году Mercury откроет два шоу-рума в строящемся бизнес-центре "Гренадерский", где предоставит возможность выбора из четырех марок роскошных автомобилей (см. «ДП» №75/08, www.dpgazeta.ru).

О перспективах продаж эксклюзивных автомобилей в Петербурге, доходности бизнеса и соседстве с Григорием Брудным рассказал "ДП" глава автомобильного направления компании Mercury Илья Березин.
– Почему вы решили выбрать местом расположения дилерского центра Выборгское шоссе?
– Все очень просто: эта трасса ведет в Комарово и Репино – питерский аналог Рублевки. К тому же это рядом с историческим центром города.
– А соседство с салоном Gregory’s Cars, который торгует в том числе теми же марками, что и вы, не пугает?
– По нашим маркам мы являемся единственным официальным дилером в России, и никакие сравнения с серыми дилерами неуместны.
– Вы вообще рассматривали возможность приобретения салона Gregory’s Cars?
– Нет, никогда. Нам предлагали это здание. Я лично знаком с Григорием Брудным (владелец Gregory’s Cars – ред.) и встречался с ним несколько раз. Но, во-первых, там цены неадекватные, во-вторых, мы не хотим даже малейших ассоциаций с Gregory’s Cars.
– Сколько вы намерены продавать с открытием салона в Петербурге?
– По Bentley хотелось бы выйти на 50–60 автомобилей в год, по Maserati – на 30–40 единиц. Со второй маркой есть некоторые сложности с продажами на российском рынке. В отличие от Европы, где Maserati знают, любят и ценят, здесь мы начинали знакомство потребителя с этой маркой с нуля. Что касается Ferrari и Lamborghini, то они не нуждаются в особых усилиях для продвижения на рынке. Это особенные автомобили, понятно, что продажи будут меньшими по сравнению с Bentley и Maserati, их объем в основном зависит от квот, которые выделят производители.
– По вашей оценке, какую долю российского рынка может занять Петербург в общем объеме продаж автомобильного дивизиона Mercury?
– Что касается Bentley, до момента открытия нашего салона в Петербург уходили примерно 10–15% продаваемых нами автомобилей в московских автосалонах. С открытием здесь, я думаю, этот показатель увеличится до 20–25%.
– Для чего вы решили приобрести в Петербурге чужой бизнес, если строите здесь свой автосалон с нуля?
– Предприятие "Роял Авто", которое мы купили, занималось сервисным обслуживанием дорогих автомобилей, в основном Jaguar, но также и Bentley. Для нас эта покупка – в первую очередь приобретение профессиональной сервисной команды и хорошая площадка для начала работы в Петербурге. Пока строится наш автосалон, бывшая площадка "Роял Авто" выступает в качестве временного шоу-рума по продаже Bentley и постоянной сервисной зоны по обслуживанию автомобилей этой марки, а вскоре и других наших марок, которые будут выведены на петербургский рынок в 2010 году.
– Сколько вы планируете инвестировать в развитие автомобильного направления в Петербурге?
– Вложения в приобретение и модернизацию под шоу-рум Bentley площадки "Роял Авто" составили $1,5 млн, к 2010 году инвестиции достигнут $10 млн. Основные затраты связаны с покупкой площадей под автосалон в бизнес-центре "Гренадерский" – там у нас будут два бибрендовых автосалона по 400 м2 каждый, сервисная зона и склад запчастей. Общая площадь всего хозяйства составит около 3,5 тыс. м2. Инвестиции в Петербурге мы намерены окупить за 5–7 лет.
– Вы имеете статус эксклюзивного дистрибьютора мотоциклов Harley-Davidson в России. Как так получилось, что в Петербурге их продает не ваша компания, а местная сеть "Лаура"?
– У нас было желание развивать марку Harley-Davidson в Петербурге, но особенности контракта с американским производителем не позволили – компания не приемлет, чтобы один дистрибьютор контролировал целую страну. Это последствие печального опыта, который приобрела компания Harley-Davidson на одном из рынков, который контролировал только один дистрибьютор, впоследствии вдруг потерявший интерес к этой марке. Может быть, производитель в перспективе изменит свою позицию и поймет, что иногда надо делать исключения. Тогда мы сможем продвигать бренд Harley-Davidson и на петербургском рынке.
– Но ведь есть и другие мотобренды. C ними планируете работать?
– Да, есть еще люксовые или экзотические бренды, например Triumph, MV Agustа или Binelli, но это все игрушки, на которых невозможно зарабатывать. Продажи таких мотоциклов могут составлять единицы, в крайнем случае, десятки штук в год, но никак не сотни. Да и в раскрутку этих брендов в России потребовались бы очень серьезные вложения. Можно было бы взять и Ducati, но это специфическая марка. Она относится к luxury-сегменту, но при этом очень динамичная – такие мотоциклы созданы для экстремального вождения. Как правило, состоятельным людям, способным купить мотоцикл Ducati, экстрим не нужен.
– А как насчет детей состоятельных родителей?
– Вы поставьте себя на место состоятельного родителя. Купили бы своему ребенку такую игрушку? Лично я – нет. Потому что в свои годы я способен контролировать адреналин, а для молодого человека это практически невозможно.
– Можете ли вы назвать годовой оборот автомобильного дивизиона Mercury?
– За 2007 год оборот составил около 100 млн евро. Более 50% оборота приходится на марку Bentley.
– Сколько можно заработать с продажи одного автомобиля класса luxury?
– В среднем маржа для таких автомобилей составляет около 15%. У правильно работающего дилера доходы от сервиса должны быть сопоставимы с доходами от продаж.
– В Петербурге вы планируете продавать все свои автомобильные марки, кроме Bugatti. Она слишком эксклюзивная для этого города?
– Во-первых, мы считаем, что человеку, желающему купить такой автомобиль, не составит труда приехать за ним в Москву. Во-вторых, работа с Bugatti невыгодна с экономической точки зрения. Заниматься этой маркой нам предложили еще 2 года назад, однако окончательно мы подписали контракт, когда в концерне Volkswagen президента Bentley назначили главой Bugatti. Для себя мы добились особых условий по сокращенным срокам поставок автомобилей.
– И сколько автомобилей Bugatti вы уже успели реализовать?
– Сейчас у нас размещены заказы на два Bugatti Veyron, в 2008 году мы ожидаем поступления еще двух-трех заказов. Всего завод выпустит 300 автомобилей Veyron до 2009 года, из них 200 уже имеют владельцев. В дальнейшем производство этой модели будет завершено, и пока непонятно, какой автомобиль придет ей на смену.
– Планируете ли вы расширять портфель автомобильных брендов, может быть, есть планы забрать у других дилеров марки Maybach и Rolls-Royce?
– Мы взяли все марки, с которыми имеет смысл работать. 2 года назад выиграли тендер на Aston Martin, но затем поняли, что нам невыгодно это сотрудничество. Что касается Rolls-Royce, то мы пробовали получить дилерство, но его получила другая компания, дилер BMW. А работать с Maybach даже не пытались, так как, по нашему мнению, эта марка не имеет дальнейших перспектив. Компания Mercedes-Benz давно бы от нее отказалась, если бы смогла по имиджевым соображениям. Кроме того, не бывает дилеров Maybach отдельно от дилера Mercedes-Benz, а мы таковыми не являемся.
– Значит, дальнейшее развитие автодивизиона Mercury будет связано исключительно с региональной экспансией?
– Да, у нас разработана программа регионального развития. В течение следующих 2–3 лет свои дилерские центры мы планируем открыть в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске, затем, возможно, в Казани, Самаре. В этих городах мы планируем выйти с двумя марками – Bentley и Maserati.