"Буквоед" проявил тягу к гигантизму

Руководители и акционеры сетей "Буквоед" и "Новый книжный" рассказали о деталях слияния компаний. В итоге должен быть создан крупнейший федеральный книжный ретейлер.

Слияние, готовившееся более полутора лет, почти завершилось. Объединенная компания будет называться "Новый книжный буквоед". Издательство "ЭКСМО", владеющее контрольными пакетами обеих сетей, получит 63% долей. Их поделят между собой генеральный директор "ЭКСМО" Олег Новиков и главный редактор издательства Андрей Гредасов. Остальные доли распределятся между другими совладельцами "Нового книжного" и "Буквоеда".
Как рассчитывает Новиков, новая компания станет флагманом книготорговой отрасли, заняв более 5% рынка. Сейчас "Буквоед" лидирует на Северо-Западе, а "Новый книжный" – в Московском регионе. По словам генерального директора "Буквоеда" Дениса Котова, сеть начнет полноценно работать к середине 2009 года.
В течение 3 лет планируется открыть около 120 магазинов, преимущественно в городах европейской части России с населением от 100 тыс. человек. RMG оценивает создание сети без учета закупки продукции в $70 млн. В одних регионах сеть будет работать под брендом "Буквоед", в других – под новым брендом, который еще не утвержден. Ожидаемый рост доходов компании – 30–35% в год.
"У "Буквоеда" есть наработки в области форматов, у нас – хорошая логистика", – отмечает генеральный директор сети "Новый книжный" Михаил Иванцов. При этом он не знает, где еще, кроме Петербурга, можно реализовать "буквоедовский" формат книжного клуба.
Конкуренты ожидают от союза мощного эффекта синергии. "Денис Котов – сильный менеджер. Не сомневаюсь, что он все просчитал", – говорит генеральный директор компании "Петербургский Дом книги" Любовь Пасхина.
Годовой объем книготорговой отрасли РФ – 50 млрд рублей. Планируемый оборот "Нового книжного" в 2008 голу – 2 млрд рублей, "Буквоеда" – немногим более 1 млрд рублей.