Количество угонов в Петербурге медленно сокращается. В первом квартале 2008 года был угнан 1651 автомобиль, на 379 (почти 19%) меньше, чем в первом квартале 2007-го. Такие данные приводит управление Госавтоинспекции безопасности дорожного движения ГУВД по Петербургу и Ленобласти.
Также, по данным управления, в 2007 году в Петербурге зарегистрированы чуть
более 8,5 тыс. угонов автомобилей. Это на 189 меньше, чем в 2006-м. Сокращение
числа автомобильных краж связывают с тем, что владельцы устанавливают более
совершенные противоугонные системы.
Больше всего угонов приходится на автомобили ВАЗ. По официальной статистике,
каждая четвертая угоняемая в городе машина именно этой марки. Из иномарок самые
угоняемые – стоимостью $30–75 тыс., в основном немецких и японских
производителей. Впрочем, данные официальной статистики по самым угоняемым
автомобилям не совпадают с оценками страховых компаний.
По словам одних страховщиков, наиболее угоняемые автомобили в Петербурге –
Toyota и Lexus, в основной массе внедорожники. По данным других, автомобили
Toyota угоняют лишь в пяти случаях из ста, а вот на автомобили ВАЗ в различных
модификациях приходится треть всех краж.
Некоторые модели автомобилей компании страхуют неохотно. Юристы отмечают, что
страховщики не имеют права отказывать в страховании автомобиля от угона, так как
договор страхования публичный. Однако у компаний есть другой инструмент.
"Страховые компании просто ставят "заградительные" тарифы в размере 15–25%
стоимости машины. Даже 15% для нового автомобиля – это уже слишком дорого", –
отмечает руководитель юридического бюро "Правила страхования" Алексей Кузнецов.
Сегодня средний тариф КАСКО в Петербурге для малоугоняемых моделей автомобилей
составляет 6–8% (при условии, что средний возраст водителя составляет 30 лет, а
стаж вождения – 10 лет).
Несмотря на то, что угонов становится меньше, пока не стоит ожидать снижения
тарифных ставок на полисы автострахования. "В автостраховании существует
классическая комбинация страховых рисков – "угон" и "ущерб". Отдельно по риску
"угон" автомобиль страхуется крайне редко. Соответственно, тариф, предлагаемый
клиенту, уже содержит комбинацию указанных страховых рисков, – рассказывает
заместитель генерального директора по страхованию "Русского страхового общества
"Помощь" Наталья Воевода. – Даже если сокращается количество угонов, риск
повреждения автомобиля остается достаточно высоким. При этом попыток угона
автомобилей меньше не становится. А каждая попытка – это нанесение повреждений
транспортному средству, ущерб, который компенсируется страховой компанией".
Принимая автомобиль на страхование, компании могут требовать установки на
него определенного охранного оборудования, а в случае отказа владельца повысить
тариф. "Если страхователь отказывается дооборудовать автомобиль противоугонными
системами, договор может быть заключен с безусловной франшизой по риску
"хищение" 20% от страховой суммы", – поясняет заместитель директора управления
автострахования ООО "РГС Северо-Запад" Кристина Богданова.