Как руководителю защититься от претензий третьих лиц

Автор фото: Фото: Дарья Федотова

Страхование ответственности руководителей (D&O) достаточно экзотично для Петербурга, его предлагают своим клиентам меньше 10 компаний, но их количество растет.

Первый полис D&O (directors and officers liability insurance) в России выдало в 1996 году ЗАО "АИГ страховая и перестраховочная компания". Два года назад полисы страхования ответственности директоров D&O входили в портфель всего пары страховщиков. Но сегодня все больше топ-менеджеров, понимающих важность взятых на себя обязательств, не хотят в случае ошибки расплачиваться личным имуществом. D&O защищает руководителей компаний от претензий третьих лиц: работников, государственных органов, клиентов, акционеров, кредиторов, общественных организаций, предыдущих владельцев компании и конкурентов.
Лидеры в этом виде страхования – компании с западным капиталом: они пришли на российский рынок, уже имея опыт заключения договоров D&O. В них обычно и страхуют свою ответственность иностранные топ-менеджеры, работающие в России. "D&O в России – осознанная необходимость, – говорит заместитель руководителя отдела финансовых рисков ЗАО "АИГ страховая и перестраховочная компания" Екатерина Санс. – Прежде всего это понимают директоры компаний с иностранным листингом, а также независимые директоры и директоры – нерезиденты РФ. Но в последнее время к ним присоединились и директоры компаний только с российскими рисками".
Во многих компаниях, например в "Ингосстрахе", полис состоит из двух частей: первая обеспечивает компенсацию прямых расходов по претензиям третьих лиц, вторая возмещает компании потери от неправильных (с точки зрения полиса) действий руководителя.
По данным СК "Ингосстрах", полис не покрывает ущерб, причиненный вследствие мошенничества, финансовых и уголовных преступлений, незаконного получения прибыли. Отказать в выплатах страховщики могут и когда на компанию подают в суд крупные акционеры или налоговые органы. Практика показывает, что в России это страхование практически безубыточно: слишком редко на директоров подают в суд.
Стоимость полиса D&O определяется для каждого клиента и зависит от множества факторов. При этом компания обязана предоставить множество документов о своей деятельности. Среди них список акционеров, а при первичном размещении ценных бумаг – все документы, поданные на IPO, документы о наличии активов, операциях и листинге за рубежом, активности компании на рынке M&A, финансовые отчеты за 2 года.
На стоимость полиса влияют территория деятельности компании, сфера бизнеса (дороже всего – полис для телекоммуникационных предприятий), качество менеджмента и финансовая отчетность. Повышающий коэффициент применяется, если компании предстоят слияния, поглощения, судебные тяжбы или иски, а снизить стоимость страховки может высокий уровень управления. Разброс цен очень велик – от десятых частей процента до 10%.
Претензии от пострадавших третьих лиц либо представляются страховой компании, либо подается иск в суд. По D&O возмещаются денежные суммы, подлежащие выплате руководителем по решению суда или определенные в процессе внесудебного урегулирования, судебные издержки, гонорары адвокатов в пределах установленных полисом лимитов ответственности.