Когда билеты на развлечения станут электронными

Автор фото: www.delta.perm.ru

В крупных российских городах всего 20% театральных и концертных билетов бронируются и продаются через интернет. Но рано или поздно e-tickets составят конкуренцию бумажным билетам и в нашей стране.

Пока в России через интернет активно продаются только авиационные и железнодорожные билеты. Электронный билет на развлекательные мероприятия, давно привычный зрителям США и Европы, у нас пока даже не признан юридически. По нашим законам, то, что мы получаем в кассе, собираясь посетить выставку, экскурсию, аттракцион, – как бы кассовый чек, необходимый продавцам для отчетности.
За границей самая распространенная система приобретения билетов – "пресс-хоум". Покупателю в ответ на заявку высылается на e-mail билет со штрихкодом. Зритель его распечатывает на принтере и проходит через электронный контроль. В Москве и Петербурге попробовали внедрить такую практику, но у нас компьютерную распечатку все же приходится перед мероприятием менять на классический билет. Между тем в Европе и США документ иногда даже не надо распечатывать – штрихкод просто отправляют на мобильный телефон. "Такая система удобна и организаторам концертов, и покупателям, – говорит президент промоутерской компании NCA Михаил Шурыгин. – Ведь электронный билет можно купить в другом городе или стране".
Некоторых организаторов останавливает высокая цена оборудования, считывающего штрихкод. Исполнительный директор "Продюсерского центра Андрея Базанова" Вера Бережная, вспоминает, как на одном из фестивалей, где использовались билеты со штрихкодами, у немногочисленных турникетов собралась неуправляемая толпа зрителей с распечатками. "Но если новые формы будут более удобны зрителям, популярность сервиса может вырасти очень быстро, – уверена Вера Бережная. – До 2002 года мы покупали бумажные билеты в кассе и не думали о сопутствующих сложностях. Но когда дирекция театральных касс ввела компьютеризированную систему, это повысило уровень продаж билетов в десятки раз".
Сейчас самая крупная компания, продающая билеты на мероприятия, – "Единая информационная компьютерная сеть для продажи электронных билетов на зрелищные мероприятия", связавшая с театральными кассами практически все театры, эстрадные площадки и стадионы города. В нее входят 53 театральные кассы в различных районах города, служба заказа и доставки билетов, интернет-портал www.bileter.ru.
"Продажа билетов через интернет рентабельна, но имеет высокий "порог входа", – считает коммерческий директор другой крупной компании – "Концерт.ру", Александр Гамарник. – Хотя вложения в создание сайта относительно невелики, но и маржа не может быть высокой, примерно 7%". Онлайн-продавцы билетов зарабатывают на объемах продаж, и для формирования достойного пакета предложений им приходится нарабатывать широкую сеть контактов, заключать прямые договоры с десятками организаций, убеждать партнеров в том, что сотрудничество будет выгодным. "Такой бизнес выходит на окупаемость за 3–4 года, – говорит Гамарник. – Но только при условии, что компания продает достаточно много билетов. Иначе поставщикам будет неинтересно сотрудничать с ней".
Фактически сегодня компания, продающая билеты в театр и на концерты через всемирную сеть, выступает веб-посредником, площадкой для продаж, а не виртуальным магазином полного цикла, как это сложилось в европейской и американской практике. Большинство онлайн-продавцов содержат службу приема и распределения заказов и собственные кассы, где можно выкупить заказанные в интернете билеты.
"Важнейшим сервисом нашего интернет-магазина остается колл-центр, – говорит директор компании "Музбилет.ру" Яков Трахман. – Пока не все покупатели хорошо разбираются в технологии работы сайта, многим проще позвонить и заказать билет привычным способом, и большинство билетов оформляют именно телефонные операторы". Такие специалисты нужны и для того, чтобы сориентировать зрителя в выборе подходящего мероприятия. Они могут рассказать о жанре, исполнительском составе концерта или спектакля, объяснить, как добраться до места его проведения.