В Коломягах на крыше дома строят коттеджи

В ближайшем будущем крыши Петербурга перестанут быть местом скопления пыли и превратятся в сады, лужайки с ресторанами, кафе и жилыми коттеджами.

"Северо-Западная строительная корпорация" возводит в Коломягах многоквартирный дом с коттеджами на крыше. Ее генеральный директор Михаил Голубев считает себя последователем идей французского архитектора Ле Корбюзье, который превратил в сады крыши нескольких европейских городов и спроектировал город Чандигарх в Индии, создав грандиозный сад на крыше комплекса административных зданий. Увидев одно из творений своего кумира в Марселе, Михаил Голубев решил, что ждать больше нечего, нужно начинать строить.
Три коттеджа площадью от 180 до 400 м2 появятся на крыше четырехэтажного здания, на высоте 20 м от земли. Планировка коттеджей и участков позволяет разбивать сады и строить бассейны тоже прямо на крыше. Необычность проекта заставляет по-новому решать самые банальные вопросы – например, как указывать адрес жилья? С этим пока не определились. Представители компании заявляют, что квадратные метры в висячем поселке обойдутся покупателям дороже, чем в обычных квартирах. Проект не имеет аналогов ни в России, ни даже в Европе, где идеи Ле Корбюзье нашли множество сторонников.
В начале XX века популярность висячих садов в Москве и Петербурге была не меньшей, чем в Европе. Озеленением крыш увлекалась не только знать, но и купечество. Однако люди дела предпочитали нагружать крыши не статуями из каррарского мрамора, а ресторанами и кафе, приносящими стабильный доход. Общедоступные сады в Петербурге цвели на крышах доходных домов на Фурштатской и Вознесенском. После Второй мировой войны идея была забыта, но современные строители предрекают ее возрождение в новых масштабах.
Сады начерчены на строительных планах квартала "Балтийская жемчужина" площадью 400 га на юго-западе. Архитекторы спроектировали целые кварталы жилых домов так, чтобы они были разными по высоте и спускались вниз ступенями. На крыше каждой из них будет свой висячий сад. Внутреннее пространство дворов займут подземные парковки, также с лужайками-газонами. Согласно проекту архитекторов Натальи и Сергея Трофимовых собственный газон будет и на крыше третьего корпуса здания для хранилища фондов Государственного Эрмитажа в Старой деревне.
По словам совладельца компании "СпецПаркДизайн" Алексея Скибина, зеленая крыша делает земную жизнь чище во всех смыслах. "Газон площадью 8 м2 дает столько же кислорода, сколько одно дерево. Зеленая крыша имеет собственную систему канализации, которая собирает дождевые воды и талый снег, направляет их в песчаные фильтры и только после этого сбрасывает в очистные сооружения. Отходы, скапливающиеся на крыше, не смешиваются с бытовыми, это позволяет уменьшить нагрузку на бытовую канализацию", – рассказывает Алексей Скибин.
Зеленая крыша меньше нагревается по сравнению с обычной, соответственно, уменьшаются затраты на кондиционирование. Зато урожай, выращенный на крыше, созревает на 2 недели раньше и, как уверяют эксперты, экологически более чистый, чем выращенный на земле, так как он защищен от автомобильных выхлопов и дорожной пыли.
Однако владельцы индивидуальных коттеджей пока не слишком активно обзаводятся висячими садами. Алексей Скибин смог вспомнить только четыре объекта. По его словам, владельцы загородных усадеб озеленяют крыши и разбивают на них сады не только из любви к прекрасному, но и для того, чтобы скрыть жилище от посторонних глаз. Тем не менее Михаил Голубев уверен, что будущее современной архитектуры именно за "висячими" проектами. Они приносят частичку природы в урбанизированную среду.
Экологически подкованные европейцы еще 10 лет назад осознали, что, благоустраивая крыши, можно компенсировать зеленые территории, изъятые под застройку. Петербург уже вплотную приблизился к необходимости решать такие же задачи. По санитарным нормам на одного человека должны приходиться не меньше 16 м2 зелени. Однако за последние 15 лет этот показатель упал до 5 м2 на человека.