Легко найти в тумбочке крошечный орден по цене земли на Рублевке, если твой дедушка был дворянином или купцом. В этом убеждают dp.ru антиквары Ксения Цанн-Кай-Си и Константин Журомский.
Онлайн-интервью с супругами-антикварами Ксенией Цанн-Кай-Си и Константином
Журомским можно прочитать здесь.
DP.RU: Люди избавляются от старых пианино. Как разобраться, какие из
них стоят денег, а за вывоз каких придется приплатить?
Ксения Цанн-Кай-Си.: 99% пианино не представляют ни
антикварной, ни художественной ценности. Стоят денег лишь инструменты 18 века.
Они даже внешне отличаются от бытовых инструментов, которые все пытаются
продать. Видно, что это вещь из другого разряда – это не черный ящик, а
инструмент с корпусом из наборного дерева, с инкрустацией из бронзы.
DP.RU: Они есть на нашем рынке? Можно ли из них извлечь и
деньги, и музыку?
К.Ц.: После очень кропотливой реставрации. У нас был такой
опыт. Мы восстанавливали наборное французское пианино середины 18 века. За
полгода из куска деревяшки сделали шедевр.
Подобные пианино стоят от $1 тыс. до бесконечности.
Инструмент может случайно оказаться уникальным. И подороже участка на
Рублевке.
DP.RU: А почему швейные машинки Zinger вам не интересны, ведь им
больше 50 лет?
К.Ц.: Zinger - прибор массового производства.
Она никогда не была произведением искусства. Ну, как чугунный утюг или
нынешний электрочайник могут стать антикварными!
Вопрос в том, на сколько вещь изначально высокохудожественна. Возможно, ее придумал известный дизайнер, либо сделали в мастерской из дорогостоящих материалов с затратами ручного труда.
Вопрос в том, на сколько вещь изначально высокохудожественна. Возможно, ее придумал известный дизайнер, либо сделали в мастерской из дорогостоящих материалов с затратами ручного труда.
DP.RU: Какова дельта в стоимости вещи до ее восстановления и
после?
Константин Журомский: Она может различаться в десятки и
сотни раз. Помимо восстановления есть этап экспертизы, которая определяет,
сколько стоит вещь. К примеру, экспертиза картины стоит $1-1,5
тыс.
DP.RU: Каких антикварных предметов больше в России: картин,
книг, орденов и медалей, ювелирных украшений?
К.Ц.: Думаю, самый большой – рынок икон. Далее идут книги.
Сейчас всплывают новые направления – так называемый, самиздат. Это Бродский,
Солженицын, Набоков, которые издавались за рубежом. Они тоже вошли в разряд
коллекционных и антикварных. Первые издания Солженицына, Набокова стоят уже
тысячи долларов. При этом аукционные цены не намного превышают магазинные.
DP.RU: Как вы ищите антиквариат? На форумах в интернете, по
объявлениям в газетах?
К.Ж.: За день мы принимаем до десятка звонков, из
которых два-три реальных предложения. К тому же у нас большая
дилерская сеть. Уже существует профессия антик-дилер: человек ищет вещи по своей
специализации и предлагает их антикварам. В целом, рынок сложился и на
любительской основе сложно найти антикварную вещицу.
DP.RU: В каком самом неожиданном месте вы находили антикварные
предметы?
К.Ж.: В конце 90-х годов ездили по объявлениям. Тогда в
"хрущевке" в Новых Черемушках нашли уникальный австрийский аквариум эпохи модерн
- латунное сооружение из цветного витража. Тогда у людей не было возможности
восстанавливать подобные вещи, и они хотели от них просто избавиться.
Аквариум был в ужасном состоянии. Пришлось его восстанавливать, чтобы он стал действующим.
Аквариум был в ужасном состоянии. Пришлось его восстанавливать, чтобы он стал действующим.
DP.RU: Какая самая любопытная вещь проходила через ваши руки и
является ли она самой дорогой?
К.Ц.: Не обязательно. Однажды в Петербурге мы купили
модерновое зеркало с запеченным стеклом. Оно было в убогой черной
пластиковой рамочке. Мы решили ее сменить. Но старый антиквар сказал, что
рамочка – самое дорогое в этом зеркале, поскольку она - одна из первых вещей,
сделанных в начале 20-го века из целлулоида.
Для начала века характерны красивые люстры с богатым
орнаментом, стеклом и витражами. Сверху и снизу на них торчат черные патроны под
электрические лампочки. Казалось, ими испортили люстры – ну, почему бы эти
лампочки не запрятать вовнутрь и не закрыть плафонами! А ведь в начале 20-го
века появилось электричество и лампочки на люстре были модны.
DP.RU: Как меняется мода на антиквариат, что модно
сейчас?
К.Ж.: За последнее десятилетие рынок антиквариата
сформировался и абсолютно поменялся. Есть дорогой антиквариат – полотна
известных художников, ювелирные украшения. А есть антиквариат категории
"блошиного рынка" – старинные курьезы, артефакты.
Сейчас произошел резкий сдвиг в сторону 20-го века.
"Академики" не пользуются спросом, только русская живопись 20-го века. То же
самое на западе - смещение в сторону арт-модерна. В прикладных вещах
продолжается мода на арт-деко (30-50-е годы 20-го века). Мы ощущаем сейчас
сильное смещение интереса в сторону современного искусства.
DP.RU: В какие предметы антиквариата нужно вкладываться, чтобы
получить наибольшую доходность?
К.Ц.: В антиквариат есть смысл вкладывать очень большие
деньги - иные ничего не дадут. У нас в стране плохо развит рынок вложений в
искусство через инвестиционные компании и фонды. Знаю только одну компанию,
которая инвестирует в искусство, это – "Тройка-Диалог".
Самим вкладываться в антиквариат – не возможно из-за его
низкой ликвидности. Покупателя на конкретную вещь ищут годами.
А вложиться в антиквариат через ПИФ – беспроигрышное
дело. Такие инвестиции могут принести до 25-30% доходности.
DP.RU: Цены на какие предметы растут сегодня наибольшими
темпами?
К.Ж.: На рынке русского искусства быстрее всего дорожают
ордена и медали. За полгода цены на них вырастают вдвое.
Самый яркий пример – орден Екатерины, который мы продали на
последнем аукционе за 26 млн рублей ($1 млн). Это беспрецедентный случай - самая
дорогая продажа в истории русского антикварного рынка орденов и медалей.
Сейчас бум на русские награды. Они ценятся и в России, и во
всем мире.
DP.RU: Часто обыватель находит в тумбочке, на чердаке
вещички, которые чего-то стоят?
К.Ц.: У нас часто оценивают вещи, обнаружившиеся после
смерти дедушек. Но нужно понимать, что не у каждого дедушки можно найти
что-то ценное. Он должен быть из дворянского, купеческого сословия.
Просто так Айвазовский не может висеть у него на стене. Он
был очень дорогим художником и не мог возникнуть ни откуда.