Последний путь маршрутного такси

СПб. Эра маршруток уходит в прошлое. Смольному мало убрать с улиц «газели». Теперь чиновники хотят запретить перевозчикам самостоятельно устанавливать цену за проезд.

Городские чиновники готовят очередную реформу рынка пассажирских перевозок. Как рассказали в Комитете по транспорту СПб, после реформы все перевозки будут осуществляться только на автобусах большой вместимости и только по схеме госзаказа. Компании лишатся возможности определять стоимость проезда на коммерческих маршрутах, за них это сделают чиновники (сейчас они устанавливают тарифы только для социальных маршрутов).
После транспортного конкурса в 2006 г. все городские маршруты были поделены между шестью частными компаниями (ООО «ПИТЕРАВТО, ООО «Вест-Сервис, ООО «ПТК, ОАО «Третий парк, ЗАО «Барс, ЗАО «Такси-2) и ГУП «Пассажиравтотранс. Победители взяли обязательства обслуживать социальные маршруты по установленным тарифам, а взамен получили городские субсидии и право зарабатывать на коммерческих маршрутах. На рынке вместо 52 компаний осталось семь (включая ГУП).
Спустя 2 года Смольный снова меняет правила игры. Как говорит Кирилл Петренко, начальник отдела организации пассажирских перевозок Комитета по транспорту СПб, вместо существующих сейчас 330 социальных и 390 коммерческих маршрутов будет сформировано 500 единых маршрутов.
Схема, по которой эти маршруты будут распределяться, станет известна в начале лета. Тогда, как ожидается, вступит в силу федеральный закон «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения (см. стр. 8).
«Мы будем мотивировать перевозчиков на работу с городом и закупку автобусов большой вместимости, - объясняет Кирилл Петренко.
Горький вкус победы
Василий Киселев, председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров СПб (объединяет победителей конкурса), считает, что петербургский рынок нельзя заставить играть по европейским правилам.
«Субсидии на социальные перевозки европейским компаниям достигают 90-100% от их затрат. Там есть четкое понимание, что любое транспортное предприятие - это прежде всего коммерческая структура, ориентированная на получение прибыли, - возмущается Василий Киселев.
Срок амортизации автобусов малой и средней вместимости, работающих сейчас в городе, наступит не раньше, чем через 2-3 года. Последние закупки состоялись всего полгода назад. По словам Киселева, работа на автобусах большой вместимости (производства заводов SCANIA или «Волжанин) нерентабельна.
Кстати
Рынок пассажирских перевозок Петербурга
1100 автобусов работает нелегально на городских маршрутах.
600 млн рублей составят субсидии официальным перевозчикам в 2008 г.
200 млн рублей в месяц составляют эксплуатационные расходы перевозчиков.
В 10 млрд рублей оценивается годовой объем рынка пассажирских перевозок.