Маршрутки отправились в последний путь

Автор фото: Андрей Кульгун

Эра маршруток уходит в прошлое. Смольному мало убрать с улиц "газели". Теперь чиновники хотят запретить перевозчикам самостоятельно устанавливать цену за проезд.

Городские чиновники готовят очередную реформу рынка пассажирских перевозок. Как рассказали в Комитете по транспорту Петербурга, после реформы все перевозки будут осуществляться только на автобусах большой вместимости и только по схеме госзаказа.
Компании лишатся возможности определять стоимость проезда на коммерческих маршрутах, за них это сделают чиновники (сейчас они устанавливают тарифы только для социальных маршрутов).
После транспортного конкурса в 2006 года все городские маршруты были поделены между шестью частными компаниями ("ПИТЕРАВТО", "Вест-Сервис", ПТК, "Третий парк", "Барс", "Такси-2") и ГУП "Пассажиравтотранс". Победители взяли обязательства обслуживать социальные маршруты по установленным тарифам, а взамен получили городские субсидии и право зарабатывать на коммерческих маршрутах. На рынке вместо 52 компаний остались семь (включая ГУП).
Спустя 2 года Смольный снова меняет правила игры. Как говорит начальник отдела организации пассажирских перевозок Комитета по транспорту Петербурга Кирилл Петренко, вместо существующих сейчас 330 социальных и 390 коммерческих маршрутов будут сформированы 500 единых маршрутов. Схема, по которой эти маршруты будут распределяться, станет известна в начале лета. Тогда, как ожидается, вступит в силу федеральный закон "Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения. "Мы будем мотивировать перевозчиков на работу с городом и закупку автобусов большой вместимости", – объясняет Кирилл Петренко.
Председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров Петербурга (объединяет победителей конкурса) Василий Киселев, считает, что петербургский рынок нельзя заставить играть по европейским правилам.
"Субсидии на социальные перевозки европейским компаниям составляют 90–100% их затрат. Там есть четкое понимание, что любое транспортное предприятие – это прежде всего коммерческая структура, ориентированная на получение прибыли", – возмущается Василий Киселев.
Срок амортизации автобусов малой и средней вместимости, работающих сейчас в городе, наступит не раньше, чем через 2–3 года. Последние закупки состоялись всего полгода назад. По словам Киселева, работа на автобусах большой вместимости (Scania или "Волжанин") нерентабельна.