ПИФы зарабатывают не числом, а умением

В России паевые инвестиционные фонды (ПИФы) приобретают все большую популярность. Управляющие компании ожидают роста стоимости чистых активов (СЧА) в текущем году и, как следствие, числа клиентов. Большинство опрошенных dp.ru представителей УК предрекают рост СЧА не менее чем в два раза. Однако этот рост не всегда однозначно говорит об увеличении желающих вложить свои деньги в ПИФы.  

<b>"Мы измеряем нашу доходность </b>в активах. В текущем году наша компания ожидает, как минимум, их удвоения. Если в 2007 году СЧА наших фондов была на уровне 4 млрд руб, то в 2008 году, соответственно, 8 млрд руб.", - говорит управляющий директор УК "Максвелл Эссет Менеджмент" Владислав Ковальчук.
<b>"Сейчас у нашей управляющей компании </b>порядка 65 тыс. счетов пайщиков и около 37 млрд руб. в управлении. К концу 2008 году мы планируем как минимум удвоить эту цифру", - комментирует руководитель PR-проектов отдела маркетинга и внешних связей "КИТ Фортис Инвестментс" Татьяна Николаева.
<b>"C начала года в фондах "Тройки Диалог" </b>было открыто 8,1 тыс. новых счетов клиентов. Мы полагаем, что данная тенденция продолжится и далее с вероятным увеличением динамики в конце года", - предполагает вице-президент УК "Тройка Диалог" Андрей Звездочкин.
<b>Тем не менее, на рынке </b>сейчас идет жесткая конкуренция между управляющими компаниями. Многие идут на различные ухищрения только для того, чтобы увеличить объем продаж паев.
<b><b>Число точек продаж и стоимость активов ведущих управляющих компаний:</b><table><tbody><tr><td>Управляющая
компания</td><td>Количество
ПИФов
в управлении</td><td>Стоимость
чистых
активов,
млн руб.</td><td>Количество
пунктов
продаж в Москве</td></tr><tr><td>"Тройка Диалог"</td><td>16</td><td>34 019,26</td><td>10</td></tr><tr><td>"КИТ Фортис <br>Инвестментс" </td><td>27</td><td>26 972,48 </td><td>165</td></tr><tr><td>"Альфа-Капитал"</td><td>15</td><td>17 045,52 </td><td>45</td></tr><tr><td>"ВТБ Управление <br>активами"</td><td>15</td><td>7 806,58 </td><td>47</td></tr><tr><td>"Максвелл Эссет <br>Менеджмент" </td><td>18</td><td>3 975,44 </td><td>67</td></tr></tbody></table><em>По данным компаний, Национальной лиги управляющих</em>
Например, не так давно стало известно </b>о том, что УК "Достояние", имеющая в своем распоряжении всего четыре ПИФа, получила в свое распоряжение самую большую дистрибьюторскую сеть. Фонды компании теперь будут продаваться отделениях ФГУП "Почта России" (42 тыс. пунктов).
<b>"Разветвленная дистрибуторская сеть </b>требует от управляющей компании больших усилий по ее управлению. , - высказывается Татьяна Николаева. – Недостаточно только иметь розничную сеть. Важно то, качественное ли предлагается обслуживание, а при таком количестве точек качество обслуживания сложно контролировать".
"<b>Люди ходят на почту </b>не для того, чтобы покупать паи, - уверен руководитель департамента розничных продаж УК "Атон-Менеджмент" Вадим Ярош. – При продаже паев через почту контролировать и прогнозировать сбыт трудно".
<b>Однако предложения большинства </b>управляющих компаний по расширению сетей не отличается оригинальностью: планы включают открытие мини-офисов, увеличение количества представительств, привлечение новых агентов. Большая роль отводится и экспансии в регионы.
<b>"В настоящее время </b>у нас несколько собственных точек продаж и мы планируем расширять свое присутствие, - делится планами Вадим Ярош.
<b>По словам представителя УК</b> "Максвелл Эссет Менеджмент" Владислава Ковальчука, стратегия их компании направлена на открытие мини-офисов в торговых центрах. Открыть мини-офисы по продаже ПИФов в ближайшее время собирается и УК "Финам-Менеджмент".
<b>Инвестбанкиры, тем не менее, понимают</b>, что объем сбыта паев напрямую не зависит от количества розничных точек. Количество, конечно, хорошо, но качество важнее.
<b>"Да, важен качественный, а не количественный подход, - </b>комментирует Татьяна Николаева. Чем более квалифицированную консультации получит клиент от менеджера, тем более велика вероятность, что он купит пай, а в дальнейшем продолжит инвестировать и вернется у этот же офис". "Количество офисов не является показательным, - соглашается Ярош. Пунктов продаж может быть всего несколько, но если они эффективны, и малого количества достаточно".
<b>"При прочих равных условиях,</b> чем больше у компании каналов продвижения своих продуктов, тем лучше, - говорит Ковальчук. Конечно, наличие большого числа офисов не освобождает от необходимости проводить рекламные и маркетинговые акции", - говорит он.
<b>"Важна территориальная доступность</b>, высказывает свою точку зрения руководитель пресс-службы ИХ "Финам" Владислав Кочетков. Именно поэтому большинство УК постоянно расширяют свои розничные сети".
<b>То, что доходность ПИФов </b>не зависит от числа точек продаж доказывает пример УК "Вика". В распоряжении компании имеется только один офис. Однако ПИФ "Вики" – "Высокорискованные (бросовые) облигации" – оказался одним из лидеров роста по итогам года.