Грязные деньги: как заработать на выбросах

Вчера компания "ТГК-1" заключила с финским концерном Fortum контракт о продаже квот на выброс парниковых газов в рамках Киотского протокола. Эту сделку можно было бы назвать первой в России, если б не один нюанс. Процедура внедрения в жизнь киотских положений затянулась так надолго, что сейчас трудно с уверенностью сказать, кто именно был первым.

<b>Вообще-то</b> первые контракты подписывали дочерние компании РАО "ЕЭС России" еще в 2005 году, вскоре после ратификации протокола парламентом нашей страны. Однако с тех пор правительство так и не сумело разработать нормативную базу, позволяющую предприятиям реализовывать свои права на торговлю квотами.
<b>Лишь 2 месяца </b>назад соответствующие документы были утверждены Минэкономразвития РФ. (С момента подписания Киотского протокола минуло 9 лет, а закончится действие его первого этапа всего через 5 лет). Чиновники наконец-то сумели установить порядок, по которому сами же будут выдавать одобрения на экологические контракты.
<b>Но уж лучше поздно</b>, чем никогда. Присутствие на "парниковом" рынке само по себе - свидетельство продвинутости государства. Даже если оно фактически выступает в роли сырьевого придатка, как Индонезия. У нас, в отличие от азиатских коллег, есть собственные экологические разработки, однако их мы не продаем - квотами торговать проще.
<b>Несколько миллиардов долларов</b>, которые получит Россия за свою долю загрязнения окружающей среды, будут конвертированы в современные технологии. Разумеется, за вычетом откатов, неизменно появляющихся при освоении большого количества денег.
<b>В конце концов</b>, квоты, как и любой ресурс, кончатся. Мы их либо продадим, либо (если промышленность возродится) выберем сами. И тогда мы либо станем экологичней, либо выйдем из Киотского соглашения. <br>