Слухи о находке Янтарной комнаты сильно преувеличены

Вчера британская газета Times сообщила о том, что «германские искатели сокровищ обнаружили близ деревни Дойчнойдорф две тонны разграбленного фашистами золота, которое, по мнению исследователей, относится к знаменитой Янтарной комнате».

<b>Во время Великой отечественной войны</b> оккупировавшие пригороды Ленинграда фашисты разграбили Екатерининский дворец и в конце 1941 года вывезли Янтарную комнату в столицу бывшей Восточной Пруссии - Кенигсберг. Там она находилась в королевском замке до весны 1944 года, когда была упакована и подготовлена к отправке в Германию. С тех пор о ней абсолютно ничего неизвестно.
<b>Как отмечает Times</b>, &#171;проведенные исследования показали, что в германской деревне на глубине в 20 метров находится сделанная руками человека пещера, в которой и находится золото&raquo;. &#171;По нашим предположениям, это либо золото из Янтарной комнаты, либо золото, которое может открыть дорогу в другому тайнику, где она хранится&raquo;, - приводит газета слова участника экспедиции Хайнца-Петера Хауштайна. По его словам, &#171;команда исследователей еще не добралась до пещеры - для этого потребуется время и специальная техника&raquo;. Хайнц-Петер Хауштайн, депутат бундестага от Свободной демократической партии Германии, уже давно занимается поисками Янтарной комнаты, указывает Times.
<b>В ответ на эту "сенсацию" </b>пресс-секретарь музея "Царское село" Татьяна Жаркова заявила: &#171;Ни грамма золота в убранстве Янтарной комнаты никогда не было. Металлические вспомогательные конструкции тоже не были выполнены из драгметаллов. Такие предположения появляются в погоне за сенсацией&raquo;.
<b>Янтарная комната </b>имеет полную драматизма судьбу. Автором первоначального проекта считается Андреас Шлютер, с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине он решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся. Осуществлению оригинального замысла способствовала королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами.
<b>Но ни этому замыслу, ни идее </b>создать янтарный кабинет в одном из замков не суждено было осуществиться до конца - новому королю Фридриху Вильгельму I начатый янтарный кабинет оказался ненужным. Все детали собрали и свезли в берлинский цейхгауз. Возможно, янтарное творение так и было бы предано забвению, если бы слух о необычном кабинете не дошел до Петра I. Русский царь-реформатор во что бы то ни стало захотел получить янтарную комнату для Кунсткамеры.
<b>В 1716 году Фридрих Вильгельм I</b> в качестве дипломатического подарка преподнес Янтарную комнату Петру I и вместе с ней - яхту "Либурника". Ответным подарком прусскому королю стали 55 русских гренадеров и кубок собственной "петровской" работы. В Петербург янтарный подарок везли в ящиках на восемнадцати телегах через Кенигсберг и Ригу. История не сохранила документов о том, как и почему из этих ящиков исчезли многие фрагменты, но при жизни Петра Янтарная комната так и не была установлена.
<b>Янтарные панно</b> долго лежали в людских покоях Летнего дворца Петра, пока о них не вспомнила взошедшая на российский престол Елизавета. Она решила использовать Янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца. Этим занялся обер-архитектор Растрелли, который восполнил нехватку янтарных деталей зеркальными пилястрами и росписями панно "под янтарь". Неожиданно часть недостающих деталей декора нашлась - прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, и с 1746 года кабинет стал местом официальных приемов. Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села, что и было исполнено.
<b>Свой окончательный вид </b>Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда по указанию Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за него намеревались в 1941 году. Во время Великой Отечественной войны Янтарную комнату решили не вывозить - слишком хрупкими были ее детали. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой, но спасти комнату не удалось - оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении.
<b>В конце 1970-х годов</b> Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. Работы начались в 1983 году, и к ноябрю 1996 года они были завершены примерно на 40%. За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долл., причем деньги поступали весьма нерегулярно.
<b>6 сентября 1999</b> года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном "Рургаз" о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты. 29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ Путину два фрагмента подлинной Янтарной комнаты, обнаруженные в Германии, - флорентийскую мозаику "Обоняние и осязание", одну из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.
<b>Немецкие власти конфисковали</b> эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику "Царское Село". В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик ‑ найденного оригинала и сделанной реставраторами копии ‑ выявились лишь незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века.
<b>В мае 2003 года </b>работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским экспертным советом с оценкой "отлично". Официальное открытие Янтарной комнаты состоялось 31 мая 2003 года, в заключительный день основных торжеств в честь 300‑летия Петербурга. В этот день в Екатерининский дворец прибыли Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер и все участники Европейского саммита, который собрался в юбилейном Петребурге.
<b>В общей сложности </b>реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:
$11, 35 млн., в том числе $7,85 млн. из бюджета России и $3,5 млн. из средств немецкой фирмы "РургазАГ";
6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%
для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря;
самый большой самородок, использованный в работе, весил 1 кг. Его купили у московского коллекционера за $1тыс.
высота Янтарной комнаты 7, 8 м, площадь пола 100 кв. м, облицовка трех стен янтарем 86 кв. метров.
Елена Федотова, по материалам <a href="http://www.rian.ru/">www.rian.ru</a> и ИТАР-ТАСС