Покупатели хотят зрелищ

Петербургский рынок развлечений пока находится на начальной стадии развития. Именно поэтому досуговая составляющая торгово-развлекательных комплексов занимает не более 30% площади.Однако, по мнению специалистов, в скором будущем ситуация изменится.

<b>По мере роста </b>благосостояния населения доля расходов на развлечения постоянно увеличивается. &#171;Люди готовы платить значительные средства за свой досуг, - говорит Сергей Павлов, и.о. руководителя отдела маркетинга департамента консалтинга GVA Sawyer в Санкт-Петербурге. - За последние 2 года расходы петербуржцев на развлечения увеличились на 10-15%&raquo;. Аналогичного мнения придерживается Георгий Рыков, генеральный директор компании &#171;БестЪ. Коммерческая недвижимость&raquo;: &#171;В последнее время покупатели уже готовы платить достаточно большие деньги за то, чтобы их развлекали&raquo;.
<b>Сегодня большинство </b>развлекательных центров открываются в составе торгово-развлекательных комплексов площадью более 20 тыс. м2. Как правило, в их состав включают кинотеатр, боулинг, бильярд, детский центр. Основная причина, по которой в Петербурге практически не строят отдельно стоящих развлекательных центров - большой срок окупаемости проектов. &#171;Отдельно стоящие досуговые комплексы пока не в состоянии обеспечить необходимый поток посетителей&raquo;, - считает Сергей Павлов.
<b>С ним согласна </b>и Зося Захарова, руководитель отдела консалтинга и оценки &#171;Агентства развития и исследований в недвижимости&raquo; (АРИН): &#171;Пока на данном этапе чисто развлекательные центры либо аквапарки не окупаемы, - считает она. - В Петербурге большое количество людей не готовы платить за развлечения $200-300. Когда это случится, у нас появятся и большие аквапарки, и другие развлечения&raquo;.
<b>Косвенным фактором </b>отсутствия большого потока посетителей является проблема сезонности. Солнечных дней в Петербурге мало. Именно этим объясняются слабое развитие гольф-клубов и аттракционов на открытом воздухе.
<b>&#171;Горнолыжные курорты </b>также сталкиваются с данной проблемой, поэтому они стремятся развивать летние и круглогодичные виды развлечений&raquo;, - добавил Сергей Павлов.
<b>По мнению участников рынка</b>, с ростом доходов населения девелоперы все большие площади в составе многофункциональных комплексов будут выделять под развлекательную функцию. По мере увеличения конкуренции в этом сегменте предпочтение будет отдаваться нестандартным операторам развлечений, что позволит привлечь больше посетителей.
<b>По мнению специалистов</b>, будущее за крупными развлекательными центрами на окраине города или за городом. &#171;Постепенно у жителей Петербурга будет вырабатываться привычка проводить выходные в загородных развлекательных центрах, - считает Сергей Павлов. - Поэтому уже сейчас в ответ на формирующийся спрос появляются крупные проекты развлекательных центров на окраинах Петербурга&raquo;.
<b>Отдельной строкой </b>в списке развлечений стоят аквапарки. По словам Арины Сендер, руководителя отдела торговой недвижимости Knight Frank Санкт-Петербург, водные развлечения пользуются большой популярностью, однако климатические условия Северной столицы не позволяют горожанам много плавать в естественных условиях. В такой ситуации аквапарки являются, пожалуй, одним из наиболее комфортных заменителей естественных водоемов. На сегодня аквапарки занимают одно из первых мест по количеству посещений. <em>Отсюда и относительно короткий срок окупаемости.
Анна Отрощенко, приложение "Бизнес-центры" </em>