Архитектуру выводят из сумрака новостроек

Уже больше 2 недель в интернете стремительно распространяется и бурно обсуждается документальный фильм режиссера Татьяны Тереховой "Санкт-Петербург. Сумерки нового времени". В нем подробно рассказывается о потерях, которые понесла городская архитектура в последнее время.

<b>В прошлую пятницу </b>обсуждение увиденного перетекло из онлайн в офлайн: картина демонстрировалась в региональной общественной организации "Немецко-русский обмен".
<b>Происхождение картины </b>уже обросло легендами. Блогеры утверждают, что фильм, снятый по заказу РТР (чей логотип в титрах присутствует), был показан в эфире один раз поздно ночью, а затем "положен на полку" якобы по распоряжению губернатора Валентины Матвиенко, назвавшей фильм "преждевременным". На этом фоне тем более удивительно, что о сносе зданий и искажении уникальных перспектив говорят сами чиновники городской администрации. В их числе председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга Вера Дементьева.
<b>Один другой сменяют</b> кадры неуместного вторжения нового строительства в городские ландшафты: дом на Шпалерной, 60, закрывающий вид на Смольный собор, жилой комплекс "Аврора" высотой более 100 м на Выборгской набережной, 2 (фильм снимался около 2 лет назад, и соседний "Монблан" не вызвал нареканий авторов картины), огромные котлованы, готовые для возведения новостроек. В кадре знаменитые петербуржцы – Михаил Пиотровский, Юрий Шевчук, Алексей Нилов, Даниил Гранин и ныне покойный Кирилл Лавров говорят, что красота города – в выверенных пропорциях, пространствах площадей, которые нельзя отдавать под точечную застройку.
<b>Голос за кадром резюмирует</b>: "Даже в дни блокады петербуржцы не допускали растаскивания памятников на дрова, а сегодня целые кварталы идут под снос". "Дома рушатся, и вместо них возникают фиксы, придающие городу несвойственный торгашеский оскал", – делится своими впечатлениями от новой архитектуры Юрий Шевчук.
<embed src=http://video.rutube.ru/0eead192a3483a63145c3b22928b567b width=400 height=353 type=application/x-shockwave-flash wmode="window" allowFullScreen="true">
<b></b>
<b>Интерес к фильму </b>вызван тем, что в нем впервые показаны сразу все изменения, произошедшие в городе. Смонтированные в один фильм, они ошеломили, и блогеры принялись обсуждать вердикт, вынесенный авторами.
<b>"Нельзя всюду </b>протаскивать жизненный принцип "еда-сортир-еда-сортир" – и так до бесконечности. Доказать рационально, что нельзя сносить памятники, невозможно, но – нельзя!" – уверен пользователь "Живого журнала" Luft_7.
<b>"Да что Питер? </b>Это тенденция всего мира. Посмотрите, что в Париже делается или в Лондоне. То же самое, везде вклинивается современная архитектура, сносятся старые здания", – не согласна пользователь Ptiza. "Изменения ландшафта происходят так быстро, что мы уже не замечаем метаморфоз. С тех пор, как снят фильм, мы лишились еще нескольких зданий, поэтому любое обсуждение полезно. Главное, что фильм дает высказаться самому городу", – говорит активист движения "Живой город" Дмитрий Воробьев. Отдельную дискуссию породил вопрос о том, призывает ли фильм граждан к протестным акциям против разрушения города. "Если каждый из участников этой встречи даст посмотреть фильм четверым друзьям, убедит их выйти на площадь и выйдет сам – мы будем удивлены, на что способно общественное мнение!" – пишет еще один ЖЖ-юзер.
<i>Ирина Силачева</i>