Водить детей в оперу надо осторожно

Одно из главных желаний "продвинутых" родителей состоит в том, чтобы дети поскорее выросли из "елочек" и покинули территорию фантастической пошлости ради пространства пошлости умеренной – то есть начали ходить "по театрам" вместе с родителями.

<b>Предположим, папа с мамой любят оперу.</b> Берегись, ценитель этого странного с точки зрения любого нормального человека жанра! Твое личное детство с трогательными абонементами в Кировский и Малый, разноцветными и сказочными операми Римского-Корсакова и не всегда понятным, но мелодичным Чайковским, увы, осталось в невозвратном прошлом.
<b>Нет, оперы ставят по-прежнему,</b> но водить на них детей надо осторожно. Желание познакомить подросшее чадо с бессмертными шедеврами может:<br>а) нанести ребенку тяжелую и неожиданную психическую травму<br>б) навсегда отвратить от наблюдения за людьми, поющими на сцене подозрительными голосами.
<b>В Мариинском театре относительно безопасны </b>постановки опер "Сказка о царе Салтане" (суровая железная белочка на фоне якобы восстановленных декораций свяжет мир пушкинской сказки с привычными роботами), "Садко", "Свадьба Фигаро" (в последнем случае фривольность сюжета вполне доступна и ребенку, хотя педалирование революционных аллюзий озадачивает юных зрителей).
<b>Что до остального репертуара – бдительность не помешает</b>. Наши постмодернистские развлечения хороши только потому, что нам есть на что опереться – у детей такой возможности нет. Сводите ребенка на "Снегурочку", например, и вы поймете, что бессильны. Берендеи в камуфляже и гигантское яйцо, опускающееся с неба на призыв "Приди, Ярило, солнце" заставляют самых "продвинутых" родителей увести детей задолго до финала. Дело не в косности пап и мам, а в извечном традиционализме детей среднего школьного возраста. Если обещали сказку, давали смотреть рисунки Васнецова, дитя вправе растеряться.
<b>Или заботливая мама покупает билеты на "Дон Жуана"</b> в постановке Йоханнеса Шаафа. Советую взять с собой в зал платок или шарф. Будет чем периодически завязывать ребенку глаза. Не все дети поймут, почему Церлина опускается на колени перед женихом и начинает расстегивать на нем штаны. "Взрослый" зал начинает хихикать (и не говорите мне, что режиссер "не это" имел в виду), а зрители помладше – недоумевать. И пусть она потом вынимает из штанов ремень и протягивает его Мазетто со словами "Ударь меня". Все равно придется объяснять смысл позы ребенку.
<i>Оксана Якименко, "ДП", приложение "Выходной"</i>