08:3018 января 200808:30
35просмотров
08:3018 января 2008
Который год владельцы горнолыжных курортов наступают на одни и те же грабли: число желающих покататься при аномально теплой погоде падает, а перестроить бизнес не получается.
<b>"За последние 20 лет</b> январь уже 16 раз был аномально теплым", – говорят в петербургском <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/01081" target=_blank>Гидрометцентре</a>. "В снежные выходные поток катающихся достигает 5–6 тыс. человек. При плюсовой погоде он снижался до 2–3 тыс.", – говорят в администрации курорта "Игора".
<b>Чтобы справиться</b> с капризами природы, курорты идут на дополнительные расходы. "В этом году мы закупили дополнительно снежные пушки и ружья. Теперь их 12 и 24 соответственно", – говорит специалист отдела маркетинга "Игоры" Галина Жушман.
<b>Однако против плюсовых</b> температур снегогенераторы практически бессильны. "Сейчас все нормально, а в оттепель можно хоть месяц сидеть без дела", – сетует технический директор курорта "Пухтолова гора" Михаил Смирнов.
<b>Эксперты констатируют</b>, что если не делать упор на разносторонний отдых, то потери курортов будут неуклонно расти. При среднем ценнике на услуги (прокат инвентаря, подъемники и т. д.) каждый потерянный клиент обходится зимнему курорту в 2,5–3 тыс. рублей и больше. Таким образом, та же "Игора" при плюсовой температуре ежедневно теряет до 9 млн рублей.
<b>Зато теплые зимы </b>на руку поставщикам спецтехники, позволяющей поддерживать склоны в надлежащем состоянии. Арсенал горнолыжных курортов состоит из подъемников, ратраков – снегоуплотнительных машин (подобие трактора со специальными гусеницами, который ездит по горнолыжным склонам и их выравнивает), а также снежных пушек и ружей.
<b>По словам экспертов</b>, особенность снежного "оружия" состоит в том, что оно стреляет только при минусовой температуре. Причем ружья, в отличие от пушек не имеющие встроенного компрессора, начинают нормально действовать только при 3–4 градусах мороза, иначе из них просто течет вода.
<b>Потепление</b>, по понятным причинам, позитивно сказывается на деятельности фирм, торгующих снегогенераторами. "Рынок растет. Объемы наших продаж за последние 2 года увеличились примерно на 40%", – радуется генеральный директор московской компании "Ратрак Сервис" Владимир Марин. – Причем в Европе из-за теплых зим ситуация такая же. Например, австрийцы говорят, что у них продажи увеличились на 60%". Другие участники рынка менее оптимистичны. Они отмечают, что рынок действительно растет, но не так быстро, как бы им хотелось, – на 10–15% в год. Дело в том, что больших склонов в Ленобласти практически нет, поэтому компании обычно покупают сразу только одну-две пушки.
<b>Между тем</b> одна современная снеговая пушка стоит 25–30 тыс. евро. Гидравлическая система и электросистема, необходимые, чтобы снеговые ружья и пушки могли функционировать, тоже очень недешевы. Например, насос, качающий воду, стоит еще 50–70 тыс. евро.
<i>Алексей Плешков</i>