00:0018 января 200800:00
36просмотров
00:0018 января 2008
2008 г. исполняется 25 лет со дня проведения первого фестиваля на сцене Ленинградского рок-клуба. В жюри фестиваля был и Анатолий Гуницкий, поэт и один из основателей группы «Аквариум». Недавно он представил общественности свою книгу «Записки старого рокера» и побеседовал с корреспондентом «ДП» о том, нужен ли рок современному российскому обществу и чем политическая цензура отличается от экономической.
Не в «формате
По его словам, протестный заряд рока
за последние 25 лет себя исчерпал. «Вроде все можно, против чего протестовать? -
рассказывает Анатолий Гуницкий. - У рок-музыкантов и публики, которая ходит на
концерты, общее чувство разочарования, хотя в целом общество и рок разминулись и
существуют каждый сам по себе. То, за что мы боролись, не свершилось. Страна
свернула с демократического пути.
По словам Анатолия, сейчас для
рок-коллективов полностью закрыт доступ на телевидение и почти полностью - на
радио, несмотря на то, что концерты собирают большую аудиторию. «Действует
экономическая цензура, которая оказалась пострашнее, чем 20 лет назад
политическая, - уверен Анатолий Гуницкий. - Концертные структуры и радиостанции
активно используют понятие «формат и легко могут сократить текст песни, убрать
метафоры, чтобы «не грузило. Это не касается раскрученных коллективов, таких
как «ДДТ или «Аквариум. Молодые музыканты вообще не могут попасть в
эфир.
Не думаю, что общество сейчас стало сложнее или умнее попсы,
созрело для более серьезной музыки. Музыка, как и аудитория, стала
сегментированной. Кого-то удовлетворяет попса, кто-то ходит на рок-концерты и
даже ездит на рок-фестивали. Каждый может выбрать, что ему ближе.
По
оценке Анатолия Гуницкого, российский рок отличается от западного прежде всего
качеством и культурой исполнения. «При всей моей любви к русской музыке, ни одна
из наших групп так не играет, - уверен он. - Когда после отечественного
коллектива на сцену выходит кто-то из западных исполнителей, даже вполне
среднего уровня, разница огромная. Предыдущее выступление просто стирается из
памяти. Русский рок с самого начала развивался по своим законам. Не буду
говорить - по хорошим или плохим. В России он просто другой.
Без
прорывов
По мнению Анатолия Гуницкого, в России принято считать, что
музыкант должен воздействовать на слушателя словом, текстом песни, а на Западе
ценятся музыка и техника исполнения. «Пока рок был субкультурным явлением, у
музыкантов была надежда, что со снятием идеологических запретов они смогут
делать музыку на уровне иностранных групп и даже лучше, прорваться в первые
строчки международных хит-парадов, - говорит он. - Ничего мы не прорвали и,
наверное, уже не прорвем.
Правда, хоть один повод для радости у
петербургских меломанов да имеется. «Петербург был и по-прежнему остается
столицей рок-н-ролла, - уверен Анатолий Гуницкий. - Ни один другой город не
может претендовать на такое звание. Не Москва же. В нашем городе, несмотря на
все его противоречия и парадоксы, сохранилось что-то, что музыканты из других
российских городов воспринимают на генетическом уровне. Что-то вроде традиции.
Наш город для них остается центром притяжения.
Общество и рок
разминулись и существуют каждый сам по себе. То, за что мы боролись, не
свершилось.
Анатолий Гуницкий, поэт и один из основателей группы
«Аквариум, согласился позировать только в хоральной синагоге, потому что
рок-н-ролл - это не хобби, а религия.
фото: Михаил Спицин