«Что с тобой сделал русский рок, парень?»

2008 г. исполняется 25 лет со дня проведения первого фестиваля на сцене Ленинградского рок-клуба. В жюри фестиваля был и Анатолий Гуницкий, поэт и один из основателей группы «Аквариум». Недавно он представил общественности свою книгу «Записки старого рокера» и побеседовал с корреспондентом «ДП» о том, нужен ли рок современному российскому обществу и чем политическая цензура отличается от экономической.

Не в «формате
По его словам, протестный заряд рока за последние 25 лет себя исчерпал. «Вроде все можно, против чего протестовать? - рассказывает Анатолий Гуницкий. - У рок-музыкантов и публики, которая ходит на концерты, общее чувство разочарования, хотя в целом общество и рок разминулись и существуют каждый сам по себе. То, за что мы боролись, не свершилось. Страна свернула с демократического пути.
По словам Анатолия, сейчас для рок-коллективов полностью закрыт доступ на телевидение и почти полностью - на радио, несмотря на то, что концерты собирают большую аудиторию. «Действует экономическая цензура, которая оказалась пострашнее, чем 20 лет назад политическая, - уверен Анатолий Гуницкий. - Концертные структуры и радиостанции активно используют понятие «формат и легко могут сократить текст песни, убрать метафоры, чтобы «не грузило. Это не касается раскрученных коллективов, таких как «ДДТ или «Аквариум. Молодые музыканты вообще не могут попасть в эфир.
Не думаю, что общество сейчас стало сложнее или умнее попсы, созрело для более серьезной музыки. Музыка, как и аудитория, стала сегментированной. Кого-то удовлетворяет попса, кто-то ходит на рок-концерты и даже ездит на рок-фестивали. Каждый может выбрать, что ему ближе.
По оценке Анатолия Гуницкого, российский рок отличается от западного прежде всего качеством и культурой исполнения. «При всей моей любви к русской музыке, ни одна из наших групп так не играет, - уверен он. - Когда после отечественного коллектива на сцену выходит кто-то из западных исполнителей, даже вполне среднего уровня, разница огромная. Предыдущее выступление просто стирается из памяти. Русский рок с самого начала развивался по своим законам. Не буду говорить - по хорошим или плохим. В России он просто другой.
Без прорывов
По мнению Анатолия Гуницкого, в России принято считать, что музыкант должен воздействовать на слушателя словом, текстом песни, а на Западе ценятся музыка и техника исполнения. «Пока рок был субкультурным явлением, у музыкантов была надежда, что со снятием идеологических запретов они смогут делать музыку на уровне иностранных групп и даже лучше, прорваться в первые строчки международных хит-парадов, - говорит он. - Ничего мы не прорвали и, наверное, уже не прорвем.
Правда, хоть один повод для радости у петербургских меломанов да имеется. «Петербург был и по-прежнему остается столицей рок-н-ролла, - уверен Анатолий Гуницкий. - Ни один другой город не может претендовать на такое звание. Не Москва же. В нашем городе, несмотря на все его противоречия и парадоксы, сохранилось что-то, что музыканты из других российских городов воспринимают на генетическом уровне. Что-то вроде традиции. Наш город для них остается центром притяжения.
Общество и рок разминулись и существуют каждый сам по себе. То, за что мы боролись, не свершилось.
Анатолий Гуницкий, поэт и один из основателей группы «Аквариум, согласился позировать только в хоральной синагоге, потому что рок-н-ролл - это не хобби, а религия.
фото: Михаил Спицин
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.