За спинами "четверки"

Около 15% пользователей готовы приобретать телефоны производителей второго и третьего эшелона. Однако большинство ретейлеров предпочитает работать с раскрученными марками, фактически сужая ассортимент до четырех-пяти брендов.

<b>"Большая четверка"</b> – Nokia, Samsung, Sony Ericsson и Motorola – представлена в каждом салоне сотовой связи. Что касается остальных производителей, то здесь уже торговец выбирает, отталкиваясь от договоренностей с каждой компанией в отдельности. Даже производители с хорошими показателями по продажам в России (LG, Fly, Alcatel, Philips, Sagem) не выставлены у всех лидеров сотового ретейла. Впрочем, в 2007 году бренд Fly значительно продвинулся в этом направлении. По данным филиала <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/02686" target=_blank>"Евросети"</a> на Северо-Западе, в 3-м квартале минувшего года доля Fly в общем объеме продаж составила 10%.
<b>"Сейчас мы восстановили</b> отношения с Fly", – говорит руководитель информационно-аналитического отдела <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/56389" target=_blank>"Связного"</a> Андрей Наумов. По его словам, отказ от продажи телефонов компании был связан с "неинтересными коммерческими условиями". "Связной" оставался одним из немногих лидеров рынка, не продававшим мобильники под этой маркой. Позиции Fly укрепились с выходом в прошлом году аппарата B700 Duo, работающего с двумя SIM-картами.
<b>Широкий ассортимент телефонов </b>по-прежнему сохраняют "Евросеть" (помимо упомянутых, представлены российская марка Sitronics, китайская Haier, японская Toshiba, порядком забытый корейский Pantech) и "Связной", у которого подписаны контракты на мобильники BBK, Voxtel и ряд эксклюзивных моделей Sagem, Samsung и HTC. Таким образом, эти ретейлеры предлагают около 20 марок сотовых телефонов, не считая коммуникаторов. Однако, как правило, на интернет-сайте указано гораздо больше моделей, чем есть в петербургских салонах.
<b>"Около 15% покупателей </b>отказываются от лидирующей четверки производителей в пользу менее именитых – им просто не важна марка телефона, – сообщает Андрей Наумов. – Отбор идет по принципу привлекательности модели для потребителя. У некоторых производителей это могут быть несколько моделей, а у других – вся линейка. Наиболее интересны для нас тут эксклюзивные предложения".
<b>Остальные ретейлеры предпочитают </b>не распыляться. Так, на сайте петербургской <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/71147" target=_blank>Dixis</a> – всего семь наименований GSM-телефонов ("большая четверка", Philips, Fly и LG). На сайте "Телефон.ру" – пять марок телефонов и две – коммуникаторов (Asus и HTC). PR-директор сети "Телефон.Ру" Людмила Игнатьева подтвердила, что в интернет-магазине больше марок, чем в магазинах федеральной розничной сети.
<b>"Nokia, Samsung и Sony Ericsson</b> – сегодня безусловные лидеры продаж в России, поэтому в своей ассортиментной политике <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/72502" target=_blank>"Телефон.Ру"</a> концентрируется на продукции именно этих вендоров (по данным компании, доля Nokia составляет 58%, Samsung – 20,2%, Sony Ericsson – 17,1%, Motorola – 3%, Siemens – 1,6%, прочие – 0,1%). Такой подход к построению ассортимента обеспечивает компании высокую оборачиваемость капитала и один из самых высоких в отрасли показателей выручки на один магазин (2,2 млн рублей в месяц)", – утверждает она. Людмила Игнатьева уточнила, что в разных филиалах ассортимент может варьироваться. Так, в Петербурге "Телефон.ру" продает трубки LG, хотя в других регионах они не включаются в линейку.
<b>В 2007 году </b>позиции многих вендоров из догоняющего дивизиона пошатнулись. В частности, LG продолжает терять долю на рынке и, по предварительным оценкам, не удержала те 4%, которые остались за ней в 2006-м. Рынок покинули Sagem (переключилась на производство телефонов для Sony Ericsson), а также Voxtel и BenQ-Siemens. Alcatel и Haier не смогли упрочить положение, Fly же, напротив, претендует на 4–5%.
<i>Наталья Рыжкова</i>