Крепостные актерки в театре «Суббота»

Кто-то сразу представит себе жестокого барина-самодура с плеткой в руке, прикрикивающего на своих артисток; здание приусадебного «храма искусств» с колоннами и широкой лестницей. Кому-то вспомнится история Прасковьи Жемчуговой. Но герой спектакля театра «Суббота» (ул. Звенигородская, 30) - вовсе не барин-тиран. В исполнении Максима Крупского в нем нет жестокости. Герои спектакля несчастливы скорее по воле судьбы - тяжело заболевает и умирает Фрося (Екатерина Шляхова), театральную школу распускают, навсегда расстаются влюбленные друг в друга Дунечка (Олеся Ромашова) и Петруша (Артем Бордовский), Анисья (Оксана Сырцова) теряет дочь. Персонажи не могут противостоять тяготам судьбы, потому что их привычную жизнь навсегда меняет театр. На сцене всего одна конструкция - деревянный забор из нескольких секций, который становится то партой в театральной школе, то простой скамьей, то кибиткой. В одной из мизансцен герои разбирают эту конструкцию, и оказывается, что на каждой доске приклеена репродукция какой-нибудь картины - женские портреты XVIII-XIX вв.

Молодую девушку Дуню отправляют учиться актерскому мастерству: вместо лаптей надевают балетные туфельки, простую рубаху перевязывают лентами, чтобы получилось изящное платье. Мир театра кажется ей нелепым и удивительным, но вскоре она не только привыкает к этой новой жизни, она начинает любить ее. Говоря об искусстве, режиссер использует прием «театра в театре: крепостные актеры разыгрывают спектакль об атамане, народную потешку, а затем исполняют пастораль. Побывав на спектакле, девушка приходит в восторг от увиденного, театр уже занимает все ее мысли. Но театральную школу распускают, и всех крепостных актеров возвращают в деревню. Вчерашние цари и нимфы оказались униженными и раздавленными. Дуняша, вернувшись в родную деревню, не смогла согласиться с новой ролью - жены чужого человека, матери его детей. Дуня уже не та крестьянская девушка, какой была, она не может забыть свою мечту о сцене. Режиссер затрагивает тему актерских судеб, говорит о природе театра, о его воздействии на душу человека. Театр способен подарить мечту, наполнить жизнь - и так же легко может отнять счастье.
Марина Пряхина