Будет сказка

В канун Нового года в концертном зале Мариинского театра покажут «Волшебную флейту». Последняя и самая знаменитая опера Моцарта отдана в руки режиссера Алена Маратра.

Обладатель «Золотой маски и «Золотого софита (эти театральные награды он получил за постановку «Путешествия в Реймс) репетирует ежедневно по многу часов, в полутемном зале на пустой сценической площадке, вместе с исполнителями повторяя раз за разом эпизоды будущего спектакля. На вопрос, что это будет, постановщик отвечает просто: «Будет сказка.
Масоны, пальмы и милиционеры
В истории мировой оперы не так много случаев, когда спектакль превращается в легенду в день премьеры. «Волшебную флейту впервые показали публике в Венском театре «Ауф дер Винден 30 сентября 1791 г. Моцарта не стало спустя 2 месяца, и тайна смерти композитора плотно сплелась с загадками и странностями его последнего оперного шедевра. Опера, как принято считать, замешана на идеях масонского братства, в ней усматривают символы и ритуалы «вольных каменщиков, и даже причину ее создания связывают со слухами о закрытии масонских лож, которые в то время активно циркулировали в Вене. Принято ссылаться на Гте, который считал, что «Волшебная флейта массам несет простое удовольствие, а посвященным открывает сокровище тайного знания.
Постановщики нашего времени редко связывают себя устоявшейся театральной традицией. Трогательная история о любви и самопознании, густо замешанная на причудливых легендах древнего Востока, согласно изначальному замыслу, разворачивается среди пальмовых рощ, храмов и пирамид. Но в последние годы «Волшебная флейта на разных сценах испытала столько превращений, что добрая сентиментальность, символизм и архаическая мистика, щедро вплетенные в либретто его автором Эмануэлем Шиканедером, стали чем-то совсем уж рудиментарным.
Только в рамках Зальцбургского фестиваля за всю его историю состоялось около 200 представлений знаменитой оперы, в том числе в постановках самых именитых режиссеров. Когда музыкальный мир праздновал 250-летие Моцарта, в юбилейную гонку включилась, в числе других, Москва. Британский режиссер Грэм Вик в Большом театре адаптировал «Волшебную флейту к нашим постперестроечным вкусам. Действие разворачивается в духе криминального сериала: Царица Ночи носит бриллианты, ездит на черной «Волге, ее придворные дамы одеты в милицейскую форму. Московская «Новая опера пригласила для постановки «Волшебной флейты немца Ахима Фрайера. Последователь Брехта сделал спектакль в «серпасто-молоткастой стилистике, обрядил мужскую часть труппы в сермяжные шинели, особям женского пола добавил объемные бутафорские ноги, груди и прочие прелести. А кинорежиссер Кеннет Брана - на театральных подмостках «Флейте уже тесно - в недавно появившейся киноверсии действие перенес во времена первой мировой войны. Царица Ночи появляется в кадре на танке, а принца Тамино преследует не змей, а слезоточивый газ. Вот такие пальмы
Что же делает Ален Маратра?
В другом мире
Сценическое пространство свободно, декораций нет. Оркестру суждено спуститься в яму. С трех сторон площадку, на которой развернется действие, окружают ряды стульев: для зрителей, для хора, для балетных - все будут вместе. Еще три стульчика чуть в стороне - для трех мальчиков. Мальчики найдут волшебную книжку, откроют ее, начнут читать
«Волшебная история в этой опере - самое главное, - говорит Ален Маратра. - История эта очень чувствительна к музыке. История важнее, музыка помогает ее почувствовать и понять. Очень важно связать, соединить эти две вещи.
«Я верю в воображение и в суггестию - умение передавать и внушать состояния и чувства. У нас есть этот замечательный зал, и декорации не нужны. Световые акценты, костюмы, перкуссия - видите, здесь ударная установка, она будет подзвучивать диалоги - это полностью поменяет картину. Мы все окажемся в другом мире, в волшебном мире. Хор, балет - у нас будут небольшие танцевальные фрагменты, зрители - мы здесь все вместе окажемся в другом мире. Вот раз - хоп! - и мы оказываемся в другом мире!
«Моцарт и «Волшебная флейта - они очень близки к Шекспиру, как у него, главное - внушение и воображение «Волшебная флейта говорит о чудесном магическом мире. Это волшебство вытащить и показать - вот что самое трудное. И декорации этого сделать не могут. Это еще можно было бы попробовать сделать в кино, но не в театре. Волшебство можно сделать только с помощью воображения.
Кто поет
«Остается 10 дней до премьеры. Репетиции идут больше 2 месяцев, и это тяжело. Певцы недисциплинированны и неорганизованны, приходят-уходят, их никогда нет на месте, - после репетиционного дня режиссер устал. С каждым артистом он выходит на сцену, показывает, как двигаться, как встать, как говорить, куда смотреть. Показывает, как увидеть в пустом зале арки и колонны сказочного дворца Он пьет нарзан из пластиковой бутылки маленькими глотками, очень уставший и очень довольный. Исполнители, неорганизованные и недисциплинированные, ему нравятся.
- Вы репетируете одновременно с двумя и даже тремя составами. Кто будет петь премьеру? «В какой-то момент этот трудный, но необходимый выбор нужно будет сделать, но пока этот момент не настал.
- «Волшебная флейта будет идти в концертном зале Мариинского театра в дни новогодних каникул.
- Спектакль идет на русском языке.
- Музыкальный руководитель постановки - Валерий Гергиев.