00:0021 декабря 200700:00
22просмотров
00:0021 декабря 2007
В канун Нового года в концертном зале Мариинского театра покажут «Волшебную флейту». Последняя и самая знаменитая опера Моцарта отдана в руки режиссера Алена Маратра.
Обладатель «Золотой маски и «Золотого
софита (эти театральные награды он получил за постановку «Путешествия в Реймс)
репетирует ежедневно по многу часов, в полутемном зале на пустой сценической
площадке, вместе с исполнителями повторяя раз за разом эпизоды будущего
спектакля. На вопрос, что это будет, постановщик отвечает просто: «Будет
сказка.
Масоны, пальмы и милиционеры
В истории мировой оперы не
так много случаев, когда спектакль превращается в легенду в день премьеры.
«Волшебную флейту впервые показали публике в Венском театре «Ауф дер Винден 30
сентября 1791 г. Моцарта не стало спустя 2 месяца, и тайна смерти композитора
плотно сплелась с загадками и странностями его последнего оперного шедевра.
Опера, как принято считать, замешана на идеях масонского братства, в ней
усматривают символы и ритуалы «вольных каменщиков, и даже причину ее создания
связывают со слухами о закрытии масонских лож, которые в то время активно
циркулировали в Вене. Принято ссылаться на Гте, который считал, что «Волшебная
флейта массам несет простое удовольствие, а посвященным открывает сокровище
тайного знания.
Постановщики нашего времени редко связывают себя
устоявшейся театральной традицией. Трогательная история о любви и самопознании,
густо замешанная на причудливых легендах древнего Востока, согласно изначальному
замыслу, разворачивается среди пальмовых рощ, храмов и пирамид. Но в последние
годы «Волшебная флейта на разных сценах испытала столько превращений, что
добрая сентиментальность, символизм и архаическая мистика, щедро вплетенные в
либретто его автором Эмануэлем Шиканедером, стали чем-то совсем уж
рудиментарным.
Только в рамках Зальцбургского фестиваля за всю его
историю состоялось около 200 представлений знаменитой оперы, в том числе в
постановках самых именитых режиссеров. Когда музыкальный мир праздновал
250-летие Моцарта, в юбилейную гонку включилась, в числе других, Москва.
Британский режиссер Грэм Вик в Большом театре адаптировал «Волшебную флейту к
нашим постперестроечным вкусам. Действие разворачивается в духе криминального
сериала: Царица Ночи носит бриллианты, ездит на черной «Волге, ее придворные
дамы одеты в милицейскую форму. Московская «Новая опера пригласила для
постановки «Волшебной флейты немца Ахима Фрайера. Последователь Брехта сделал
спектакль в «серпасто-молоткастой стилистике, обрядил мужскую часть труппы в
сермяжные шинели, особям женского пола добавил объемные бутафорские ноги, груди
и прочие прелести. А кинорежиссер Кеннет Брана - на театральных подмостках
«Флейте уже тесно - в недавно появившейся киноверсии действие перенес во
времена первой мировой войны. Царица Ночи появляется в кадре на танке, а принца
Тамино преследует не змей, а слезоточивый газ. Вот такие пальмы
Что же
делает Ален Маратра?
В другом мире
Сценическое пространство
свободно, декораций нет. Оркестру суждено спуститься в яму. С трех сторон
площадку, на которой развернется действие, окружают ряды стульев: для зрителей,
для хора, для балетных - все будут вместе. Еще три стульчика чуть в стороне -
для трех мальчиков. Мальчики найдут волшебную книжку, откроют ее, начнут
читать
«Волшебная история в этой опере - самое главное, - говорит Ален
Маратра. - История эта очень чувствительна к музыке. История важнее, музыка
помогает ее почувствовать и понять. Очень важно связать, соединить эти две
вещи.
«Я верю в воображение и в суггестию - умение передавать и внушать
состояния и чувства. У нас есть этот замечательный зал, и декорации не нужны.
Световые акценты, костюмы, перкуссия - видите, здесь ударная установка, она
будет подзвучивать диалоги - это полностью поменяет картину. Мы все окажемся в
другом мире, в волшебном мире. Хор, балет - у нас будут небольшие танцевальные
фрагменты, зрители - мы здесь все вместе окажемся в другом мире. Вот раз - хоп!
- и мы оказываемся в другом мире!
«Моцарт и «Волшебная флейта - они
очень близки к Шекспиру, как у него, главное - внушение и воображение
«Волшебная флейта говорит о чудесном магическом мире. Это волшебство вытащить и
показать - вот что самое трудное. И декорации этого сделать не могут. Это еще
можно было бы попробовать сделать в кино, но не в театре. Волшебство можно
сделать только с помощью воображения.
Кто поет
«Остается 10 дней
до премьеры. Репетиции идут больше 2 месяцев, и это тяжело. Певцы
недисциплинированны и неорганизованны, приходят-уходят, их никогда нет на
месте, - после репетиционного дня режиссер устал. С каждым артистом он выходит
на сцену, показывает, как двигаться, как встать, как говорить, куда смотреть.
Показывает, как увидеть в пустом зале арки и колонны сказочного дворца Он пьет
нарзан из пластиковой бутылки маленькими глотками, очень уставший и очень
довольный. Исполнители, неорганизованные и недисциплинированные, ему
нравятся.
- Вы репетируете одновременно с двумя и даже тремя составами.
Кто будет петь премьеру? «В какой-то момент этот трудный, но необходимый выбор
нужно будет сделать, но пока этот момент не настал.
- «Волшебная флейта
будет идти в концертном зале Мариинского театра в дни новогодних
каникул.
- Спектакль идет на русском языке.
- Музыкальный
руководитель постановки - Валерий Гергиев.