00:0017 декабря 200700:00
15просмотров
00:0017 декабря 2007
СПб. Карл Густав Юнг разделил людей на сенсоров (конкретных) и интуитов (абстрактных). Эта типология и сегодня помогает понять суть многих конфликтов в деловой среде.
Менеджер одного инвестиционного банка, читая лекцию про
слияния и поглощения, начал ее так: «Бывает, что при самых прекрасных финансовых
показателях сделка не происходит. А бывает, что ее заключают даже тогда, когда
цифры не очень благоприятные. Решающую роль в процессе принятия решения играет
субъективный фактор. Но, поскольку он неуправляем, мы с вами будем сейчас
говорить о финансовых показателях. Лично я считаю, что субъективным фактором
при заключении сделок можно и нужно управлять. Если пренебречь пониманием
психологических особенностей партнера, сделка может не состояться даже при самых
очевидных экономических выгодах для обеих сторон.
Юнг разделил людей по
типам в зависимости от их психологических характеристик: на сенсоров и интуитов.
Для сенсоров наибольшее значение имеют детали. Это люди, которые мыслят и живут
в настоящем времени, они могут быть прекрасными тактиками. Сенсоры, как правило,
хорошо торгуются и решают текущие задачи. Для интуитов наиболее реально будущее
время, они способны видеть картину в целом и могут быть замечательными
стратегами. Часто интуиты склонны ставить себе глобальные цели и могут
пренебрегать сиюминутной прибылью ради достижения этих целей. Конечно, среди
сенсоров и интуитов могут быть люди очень разные: существенные коррективы в
психологический тип вносит, например, образование. Но «середины между ними все
равно не существует.
Борьба противоположностей
Всем без исключения
осознание этих различий помогает лучше вести деловые переговоры. Я видел, как
сделки срывались только потому, что представитель одной из сторон (сенсор)
слишком углублялся в детали, в то время как его потенциальный партнер (интуит)
ждал от него описаний общих принципов и целей. На почве различий восприятия мира
возникает и множество конфликтов внутри организаций. Однажды ко мне обратились
менеджеры одного холдинга. «Собственник предприятия постоянно покупает новые
активы, хотя реальную прибыль приносит только один актив, - жаловались они. -
Это отрицательно влияет на финансовое положение компании. Необходимо избавиться
от непрофильных активов, ведь он даже не советуется с нами при их приобретении.
При разговоре с собственником выяснилось, что «невыгодные активы, в которые он
инвестировал, на самом деле имели большой потенциал и в будущем могли принести
большую прибыль. Однако собственник готов был пересмотреть свою инвестиционную
политику и согласовывать свои новые приобретения с менеджерами, так как он
понимал, что такая активная инвестиционная политика усложняет им управление уже
имеющимися профильными активами. Но он отчетливо видел стратегическую
перспективу, заключающуюся в привлекательности новых активов. Чтобы
стимулировать менеджеров к работе с этими активами, он предложил им доли в этих
предприятиях. Но они по-прежнему решительно отвергали идею диверсификации
холдинга и настаивали на специализации.
Вывод из этой истории достаточно
прост. При выборе той или иной стратегии развития важно учитывать
психологические особенности управленческой команды, которая эту стратегию будет
осуществлять. В некоторых случаях изменения стратегии могут потребовать
привлечения в команду людей с принципиально иными психологическими
характеристиками.
Михаил Гринфельд, тренер-консультант
На
заметку
Если собеседник противоположного типа
- Развивайте в себе
навыки мышления и речи противоположного типа.
- Если первое не помогает,
возьмите на переговоры «своего интуита (при условии, что вы - сенсор).