Человек без почерка

Технический прогресс, известное дело, несет с собой издержки. Одна из проблем, масштабы и последствия которой еще предстоит осознать психологам и социологам, - потеря современным человеком своего почерка.

Евгений Добровинский, художник, дизайнер, преподаватель каллиграфии:
«Современный человек стремительно теряет такую характеристику личности, как почерк. А у молодого поколения она уже отсутствует в прямом смысле этого слова. Если не писать каждый день хотя бы в течение часа, то в том, что вы изобразите на бумаге, взяв случайно в руки перо, почерк отсутствует. По большому счету люди сегодня пишут, не умея этого делать.
Почерк воспитывается с детства. Когда-то в школе запрещали писать не то что шариковыми или гелевыми ручками, но даже чернильными авторучками. Прописи выводили пером, макая его в чернила. И это было правильно. Ведь только кажется, что писать гелевой ручкой проще. Эта обманчивая простота и лишает человека собственного почерка. Потому что только перо работает в зависимости от направления движения и силы нажима, вниз - толстая линия, вверх - тонкая и так далее. Таким образом задавались определенные координаты, которые и вырабатывали индивидуальный почерк. Даже для шариковой ручки можно сделать неплохие прописи: пластичные, закладывающие у ребенка представление о красоте шрифта. Те же, по которым сегодня учатся писать в школах, ужасны. Всерьез их разработкой никто не занимается.
Вместе с почерком человек теряет и часть самоидентичности. Его личность нивелируется. Нет почерка - нет части характера. И, глядя на свои каракули, человек не узнает себя, ему кажется, что он лучше, интереснее, чем то, что выходит из-под его пера. Он думает, что спасение в компьютере. Раз - и выбрал какой-нибудь красивый рукописный шрифт, а по сути - подделку.
Кстати, в некоторых американских университетах еще лет десять назад ввели уроки письма. Причем учат писать не художников или дизайнеров, а обычных студентов. Американцы уверены, что недостаток мелкой моторики влияет на работу мозга, а отсутствие постоянной практики в тонких движениях пальцами затрудняет для человека решение сложных математических задач.
Буква - это в каком-то смысле квинтэссенция цивилизации. Мы сегодня обращаемся с ней без должного уважения и плохо представляем последствия, к которым это приведет. Сейчас я наблюдаю некоторое возрождение интереса к каллиграфии, но думаю, что умение писать в скором времени окончательно станет занятием элиты, редкой способностью, даром. Для большинства умение писать не требуется. Жаль, поскольку каллиграфия делает человека более цельным. От постоянного упражнения в письме рука становится более тонкой и умелой, а вместе с этим более тонким становится и мышление.
Татьяна Черниговская, профессор кафедры общего языкознания филологического факультета СПбГУ, доктор филологических и биологических наук:
«Всеобщая компьютеризация длится не так долго, чтобы можно было сделать какие-то определенные выводы: влияет то, что люди стали меньше писать и больше стучать по клавишам, на работу головного мозга или нет. Не думаю, что для взрослых это имеет какое-то значение. А вот для детей такая опасность действительно существует. Дело в том, что зоны мозга, отвечающие за речь и мелкую моторику, находятся очень близко. И есть, например, специальные методики, корректирующие проблемы развития речи у детей при помощи тренировки рук. То, что маленьких детей сегодня перестали учить писать так, как учили в свое время нас, безусловно, плохо. Ведь перьевая ручка не только ставила почерк, но и приучала ребенка к аккуратности, вырабатывала внимание, способствовала развитию целого комплекса умений.
Все это не значит, что я против компьютеров. С учетом того, как развивается в последние годы техника, хороший почерк может пригодиться только тому, кто решил посвятить себя каллиграфии. Но ребенок должен уметь делать руками всякие мелкие штучки: лепить, вырезать, наклеивать, нанизывать бисер. В том числе и много писать ручкой.
То, что человечество перестало писать ручкой, заменив ее клавиатурой, во многом способствует исчезновению письменной речи. Живые журналы, электронные письма, чаты, sms-сообщения - все это варианты речи устной. Сидя за компьютером, можно написать высокую литературу, но в целом каждодневное общение с клавиатурой приводит к тому, что размываются стили и жанры и вырабатывается привычка писать небрежно, как попало. Сегодня то, что раньше считалось площадной речью, стало разрешенным, нормой. Причем я не имею в виду мат. Русскому человеку без мата не прожить, просто надо знать, где его употреблять. Но вот это «где и потерялось. А высокий стиль и вовсе исчез, что очень скверно. Ведь человечество шло к высокому стилю не одно тысячелетие. Это результат отточенных речевых навыков лучших представителей человеческого рода, передаваемых из поколения в поколение. И вот этот опыт и навыки мы сегодня теряем.
Как часто Вы пользуетесь ручкой или карандашом?
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты
По результатам опроса британского исследовательского института GfK NOP каждый девятый мужчина с удовольствием обменял бы свою девушку или жену на телефон последней модели, iPod, домашний кинотеатр или холодильник.
Именно такую альтернативу предлагали респонденты GfK NOP жителям Соединенного Королевства. Из 1000 опрошенных британцев 13% мужчин ответили утвердительно. При этом женщины оказались менее практичными почти в 2 раза - 6% от опрошенных. Также результаты исследования показали возрастную группу, наиболее подверженную страсти к технике, - это молодые люди в возрасте 16-24 лет - 17% от опрошенных, при 2% 55-64-летних и 3% тех, кому за 65. Похоже на то, что результаты исследования очень показательны: в век высоких технологий все сложнее сохранять интерес к людям.