Антон Титов: Рынок обувной розницы пока свободен

В этом году новосибирская компания "Обувь России" вышла на федеральный уровень, намереваясь стать лидером рынка обувной розницы. В достижение цели компания готова вложить более 1 млрд рублей. О состоянии обувного рынка и о стратегии выхода на общероссийский уровень dp.ru рассказал Антон Титов, директор компании.

<b>Dp.</b><b>ru: Что сегодня представляет собой рынок обувной розницы? И какое место вы видите в нем для своей компании?</b>
<b>А.Т.:</b> Российский обувной рынок сейчас по своему конкурентному полю сильно отстает от других рынков розницы. Отсутствует компания-лидер, которая бы имела явное преимущество перед остальными. Есть порядка десяти основных игроков, но каждый занимает не более одного процента рынка. То есть ведущие компании совокупно составляют только 10% рынка обувной розницы. Рынок сейчас фактически никем не занят, поэтому мы сейчас начали активное продвижение в центральные регионы. И планируем в ближайшие несколько лет занять 6-8% обувного рынка, то есть выйти в лидеры.
Если говорить о масштабах, в которых мы работаем сейчас, то &#171;Обувь России&raquo; уже стала компанией федерального уровня. Мы работаем в 25 городах России, сейчас активно осваиваем Москву, у нас широкая сеть на Урале, мы активно расширяем присутствие в других регионах. Наша стратегия кардинально отличается от стратегий конкурентов тем, что мы развиваем многоформатную розницу, то есть одновременно несколько сетевых брэндов. Сегодня это три марки и формат организации "шуз-корт". Это серьезное отличие от того, как работают наши конкуренты. В основном компании развивают один тип магазина или одну марку. Мы активно изучаем опыт зарубежных компаний, лидеров мирового рынка. Большинство из них развивает многоформатную розницу. Это связано с тем, что обувь – товар нестандартный, на обувном рынке много разных направлений, много ценовых ниш, специализированных форматов. Так что с одной маркой или одним типом магазинов существенной доли рынка не занять.
Наша компания будет работать во всех крупных городах. Есть регионы, приоритетные по количеству населения и климатическим особенностям. Допустим, Юг России мало привлекателен для обувной торговли, потому что там сезон почти всегда летний. Мы выбрали другие регионы. Будем выходить в Петербург и ближайшие города. Мы уже знакомы с рынком Северной столицы – работали там по франчайзингу. Сейчас будем развивать собственную сеть, войдем традиционно с брэндом "Вестфалика", а затем уже будем развивать другие марки. Отдельное направление – Москва, потому что емкость московского рынка очень велика.
<b>Dp.</b><b>ru: Вы не так давно начали развивать новый формат – шуз-корт, в чем суть этого проекта?</b>
<b>А.Т.:</b> Да, в этом году мы открыли первый магазин такого типа в Омске, он новый не только для нас, но и в целом для России, поэтому мы пока не спешим продвигать его в другие регионы. Этот формат предполагает сочетание нескольких магазинов под одной крышей. В Омске сейчас работает четыре магазина – три марки наши и Ralf Ringer (с компанией–владелицей бренда был заключен партнерский договор). Мы планируем увеличить количество до 6-8 брэндов, в этом виде он будет оптимален для больших торговых центров, соответственно, расширим площадь шуз-корта. Для этого мы готовы сотрудничать с другими сетями. По отношениям субаренды в шуз-корт могут заходить независимые операторы, то есть компании, которые не входят в структуру "Обуви России". В следующем году, с весны, мы начнем тиражировать этот формат в тех городах, где уже работают наши сети: Красноярск, Барнаул, Новосибирск. Пока сложность вызывает вопрос помещений, потому что на российском рынке сегодня не хватает торговых центров с высокой проходимостью. В целом наша задача на ближайшие три года вывести шуз-корты во все регионы, где мы сейчас присутствуем, включая центральные.
<b>Dp.</b><b>ru: Такие крупномасштабные планы, особенно Центральный регион, требуют больших вложений, какова сумма инвестиций в проект?</b>
<b>А.Т.:</b> Общий бюджет по развитию розницы до 2011 года, стартовавшей еще в 2006 году, составляет 1,5 млрд рублей. За три года мы планируем довести сеть до 270-300 магазинов в четырех форматах, региональный охват: центр России, Урал, Сибирь. Планируется выход в новые города, где еще не работаем. Еще мы планируем развиваться на восток, хоть там и меньше крупных городов. Мы это направление тоже активно рассматриваем – это Иркутск, Дальний Восток.
&#171;Обувь России&raquo; первая из обувных компаний вышла на открытый финансовый рынок. Дебютный заем прошел успешно, мы разместили 170 млн рублей. В прошлом году мы выросли на 80%, в этом и следующем году вырастем в два раза, такие темпы роста привлекают инвесторов. Сейчас вексельная программа продолжается, потому что, в принципе, на этом рынке мы планируем постоянно присутствовать. "Обувь России" расширила круг банков-партнеров, пользуется различными инструментами привлечения инвестиций. Например, для оптового звена мы используем факторинг, для обновления производства – лизинг оборудования. Отмечу, что вексельную программу мы не рассматриваем отдельно от других финансовых инструментов.
<b>Dp.</b><b>ru: Выходя на федеральный уровень, многие компании переносят головной офис в Москву. Есть ли переезд в ваших планах?</b>
<b>А.Т.:</b> Мы рассматривали дальнейшие варианты развития в центре России, этот вопрос обсуждался, но у нас иная специфика бизнеса. Для нас перевод был бы не очень важен. Москва – это просто еще один рынок сбыта, только очень крупный. Если головной офис будет находиться там, мы не получим особых преимуществ. Наоборот, можем столкнуться с массой минусов. Например, с дефицитом специалистов. Мы команду нашего московского офиса формировали полтора года. Сначала открыли оптовое направление, а летом 2007 года – розничное. В настоящее время в Москве работают 2 магазина &#171;Вестфалика&raquo;, компания планирует до конца 2007 года запустить еще три-четыре магазина &#171;Вестфалика&raquo;, а в следующем году расширить сеть до 10-15 торговых точек. Кроме того, в осенне-зимний сезон–2008 &#171;Обувь России&raquo; будет выводить в Москву и два других бренда — Emilia Estra и &#171;Пешеход&raquo;.
Новосибирск удобнее не только в плане наличия управленческих кадров, но и в логистическом плане, отсюда практически одинаковое расстояние до любой точки России. В этом плане я считаю, что Новосибирск самый удачный в России город для управления розницей.
ГК &#171;Обувь России&raquo; — федеральная обувная компания. В настоящее время группу компаний &#171;Обувь России&raquo; представляют три розничные сети — &#171;Вестфалика&raquo; (монобренд), &#171;Фабрика обуви &#171;Пешеход&raquo; (дискаунтер) и среднедорогой формат Emilia Estra. Сегодня магазины компании располагаются в 25 крупных городах России, в том числе в Москве, и насчитывают 67 магазинов &#171;Вестфалика&raquo;, 18 дисконт-центров и 4 магазина Emilia Estra. К концу 2007 года в &#171;Обувь России&raquo; будут входить 90 магазинов трех сетей, что позволит удвоить выручку (прогноз на 2007 год - 1,2 млрд руб).