14:3507 декабря 200714:35
6просмотров
14:3507 декабря 2007
Социальные блоги, лидирующие в рунете, вскоре наскучат пользователям, а привычные сайты видоизменятся. О том, каким станет рунет в ближайшем будущем, и на какие деньги он будет развиваться, рассказывает dp.ru генеральный директор рекламного агентства MindShare Interaction Дмитрий Ашманов.
<h2>Прощай, private!</h2>
<br><b>DP.RU: Что является основным источником заработка в рунете?</b>
<b>Д.А.: </b>Реклама. По нашим оценкам, объем медийной и поисковой рекламы в рунете в 2007 году составит порядка $370 млн. Из них около $140 млн придется на медийную рекламу (обычные баннеры на сайтах). Это основные деньги рунета, не считая инвестиционной части.
<b>DP.RU: Сейчас опять бум инвестиций в рунете? В какие сегменты потекут деньги? </b>
<b>Д.А.:</b> Инвестиционная привлекательность интернета - общемировая тенденция. Инвестиции идут по двум направлениям. Во-первых, в медийные проекты, в которых лидируют социальные сети. Во-вторых, инвестиции вкладываются в технологии.
<b>Все мировые лидеры</b> инвестируют либо в одну, либо в другую области. Например, Google купил YouTube, а через некоторое время Double Click.
<b>На самом деле</b> эти два направления сильно связаны друг с другом, поскольку у социальных проектов, блогов, у всего web.2.0, который ежедневно генерит чудовищный трафик, есть одна проблема. Они аккумулируют огромную аудиторию, которую пока не умеют монетизировать.
<b>DP.RU: То есть сегодня мало рекламы в социальных проектах рунета?</b>
<b>Д.А</b>.: Пока они действительно зарабатывают меньше, чем могли бы. Причина, на мой взгляд, чисто технологическая. Ранее созданные программы для управления интернет-рекламой, в том числе баннерной, морально устарели. Требуются новые технологии, которые должны создать новый интеллектуальный рекламный продукт.
<b>C одной стороны</b>, происходит чудовищная вещь. Где-то о каждом из нас скапливаются очень подробные данные. Ведь фактически все сервисы, которыми мы пользуемся, просят в качестве входного билета только одно - зарегистрироваться. Если это социальная сеть, то степень детализации данных очень глубокая. Иначе никто никого не найдет и не узнает.
<b>С другой стороны,</b> это шаг в будущее. Должны быть созданы такие технологии, программы, которые смогут фильтровать все данные о пользователях и формировать новый рекламный продукт – очень целевой, очень персонифицированный и, как следствие, очень качественный. Продукт нового поколения, который отвечает целям рекламодателя (они хотят за меньшие деньги лучше коммуницировать со своей целевой аудиторией).
<b>Новые технологии</b> подразумевают серьезные инвестиции в развитие датацентров, в создание новых программ. Думаю, все это, как и технологии, которые смогут извлекать деньги из трафика нового рунета, появятся в течении двух –пяти лет.
<b>DP.RU: То есть сейчас уже пишутся подобные программы?</b>
<b>Д.А.: </b>Конечно. На Западе они уже появились и тестируются. Основная цель - создать единую технологическую платформу, и сделать на ее основе оригинальный рекламный продукт, который будет стоить дороже.
<b>Как бы ни старались</b> сайты извлечь большее количество хитов, чтобы увеличить свою рекламную емкость, трафик - конечен. Поэтому разработки направлены на то, чтобы сделать добавочную стоимость тому инветарю, который уже есть.
<b>DP.RU: Пользователь получит новый вид "спама"?</b>
<b>Д.А.:</b> Почему? Ведь наоборот хорошо, если ты видешь рекламу продукта или услуги, которая тебя интересует прямо сейчас. Это большой плюс для пользователя, которого не будут волновать вопросы из области private.
<h2>Здравствуй, interaktive!</h2>
<b>DP.RU: А что происходит сегодня в интернете Европы, Азии, США, которые нас опережают в развитии? </b>
<b>Д.А</b>.: Web 2.0 стремительно завоевывает страны с новой экономикой: Китай, Индия, Бразилия, Россия. А в странах со старой экономикой, где начинаются интернет-технологии и идеи – в США, Великобритании, Японии – социальные сети с блогами уже - привычное явление, и не имеют такого спроса как у нас. Они уступают дорогу чему-то новому.
<b>Вопрос чему</b> – очень интригует и никто пока, наверное, не понимает какая мутация нас ждет дальше. В одном я уверен, технологии будут играть главную роль в будущем сети.
<b>DP.RU: От вас хотелось услышать секрет: что с развитых рынков вскоре может прийти в рунет?</b>
<b>Д.А.: </b>Это интернет-телевидение, видео-технологии. Если говорить о Европе, то лидером в этой области является Франция. Из-за того, что высокоскоростной интернет у нас пока доступен не более, чем половине пользователей, потенциальная аудитория интернет-телевидения не так велика.
<b>DP.RU: Как далеко продвинулось интернет-телевидение в Европе? </b>
Д.А.: Создали программы, построили сервисы. Появились новые устройства, которые позволяют иметь мобильный доступ к интернет-TV, записывать его и воспроизводить.
<b>На Западе</b> несколько иной канал коммуникации, иной доступ к контенту. Там это более массовый сервис. Интернет-TV на Западе - интерактивный канал, который можно в любой момент поставить на паузу, открыть окно чата и обсудить телепередачу.
<b>DP.RU: И как изменится рунет?</b>
<b>Д.А.: </b>Уверен, что рунет в том виде, в каком мы его сейчас знаем - в виде сайтов, изменится в ближайшие 7-10 лет. По сути, он превратится из статики и анимации в интерактивное видео. Сам канал коммуникации будет богаче. Понятно, что видео сильно отличается от страниц журнала – наличием звука, изображения. Думаю, те фирмы, которые сейчас делают контент для телевидения, будут делать и продукт для интернета.
<b>При этом интернет </b>становится единой технологической платформой для всех медий, для всех каналов коммуникаций. В интернете можно смотреть телевидение, слушать радио, общаться. Все традиционные каналы коммуникаций будут базироваться на этой платформе. <br>Единственный вопрос - как мы будем получать доступ к этой платформе: через телевизор, мобильный телефон, компьютер или какое-то другое устройство.
<b>DP.RU: Удалось ли на Западе придумать то, за что пользователь готов платить деньги?</b>
<b>Д.А.:</b> Apple сделал магазин, в котором 99 центов стоит одна песня. Песен и видео продано на сотни миллионов долларов.
<b>DP.RU: В США изживает cебя баннерная реклама. А что вместо нее - поисковая?</b>
<b>Д.А.:</b> Баннерная реклама - это базис, это основной носитель рекламы. Его нельзя изжить. На нем строятся все остальные рекламные модели.
<b>Баннерная реклама</b> занимает около 40% рынка интернет-рекламы. Но это вполне ожидаемый и давно предсказанный тренд. Интернет развивается, помимо баннерной рекламы появляются новые возможности (видео-реклама, например). Кроме того интернет становится интересен широкому кругу рекламодателей – от небольших семейных фирм до транснациональных корпораций.
<b>Именно приход</b> в интернет малого и среднего бизнеса обусловил стремительный рост объемов контекстной рекламы. А бум баннерной рекламы, которая более интересна крупных компаниям, мы могли наблюдать в прошлые годы.
<b>DP.RU: Какой новый вид рекламы у нас может появиться? </b>
<b>Д.А.:</b> Та же видеореклама. Ее все ждут, но мало кто делает.
<b>DP.RU: И рекламодатели ждут?</b>
<b>Д.А.:</b> Рекламодатели ждут новых интересных и эффективных решений, а какими они будут и как их использовать – это вопрос к агентствам, сайтам и разработчикам программ.
<b>DP.RU: Говорят, рекламодатели готовы ринуться из телевидения в интернет?</b>
<b>Д.А.: </b>Это, видимо, говорят те, кто делает интернет-телевидение, но не сами рекламодатели. Спросите, что они думают об интернет-TV. Скорее всего, они спросят, что это такое. Наиболее продвинутые скажут, что это какое-нибудь Стрим-TV. Но это абсолютно не то интернет-TV, появления которого мы ждем. Это разные вещи.
<b>При этом из традиционного телевидения</b>, никто никуда не ринется, это невозможно с тем проникновением и той стоимостью контакта, которая есть у ТВ.
<b>DP.RU: Каковы ваши прогнозы по поводу развития интернет-телевидения? </b>
<b>Д.А.: </b>Это инвестиции в будущее. Общими усилиями интернет-телевидение сдвинется с мертвой точки. Прогнозы можно давать спустя минимум полгода после старта. Нужно посмотреть без сбоев ли все работает, как лучшим образом интегрировать рекламу. Только к концу следующего года станет ясно, насколько интересно телевидение в интернете и своевременно ли оно появилось.
<b>DP.RU: То есть за год новому телевидению в интернете ничего не светит заработать?</b>
<b>Д.А.: </b>За год им светит очень много потратить. И на материальную базу, и на зарплаты, и на маркетинг. Они будут тратить значительно больше, чем зарабатывать. Может, они придумают еще какую-то модель заработка на время развития, но это будет не реклама.
<h2>Виват, синергия!</h2>
<b>DP.RU: Как вам динамика роста числа российских доменов, в два раза превышающую мировые темпы? </b>
<b>Д.А.: </b>Такие же темпы роста были на Западе. Просто мы их догоняем. Несколько лет назад там регистрировали все, что можно зарегистрировать из одного слова. Сейчас у них уже нет доменов с одним словом. Они пытаются изобретать слова, либо перекупают друг у друга домены. У нас же еще большое количество слов не зарегистрировано.
<b>DP.RU: За счет чего сайт можно сделать интересным для пользователя и одновременно прибыльным</b>?
<b>Д.А.:</b> У нас доля искушенных пользователей очень мала. Им нужно что-то совсем особенное, какие-то новые идеи, то, что они никогда не видели. Такие пользователи первыми придут и первыми уйдут. Сейчас для них будет интересно интернет-TV, завтра что-то другое.
<b>Массовая аудитория,</b> которая приносит деньги - более простая аудитория. Ей нужно что-то гарантированное и проверенное. Для нее можно сколько угодно делать клоны с популярных западных и российских сервисов.
<b>Сейчас самый крупный</b> с точки зрения денег в интернете - автомобильный сегмент. Автомобилисты очень много инвестируют в интернет рекламу. Покупатели автомобилей хотят все узнать перед покупкой и в десятый раз перечитают одну и ту же новость, растиражированную по всему интернету . Поэтому в рунете появилась масса различных автомобильных сайтов. Но их все раво не хватает чтобы удовлетворить спрос.
<b>DP.RU: Как между разными видами СМИ делятся рекламные деньги?</b>
<b>Д.А.: </b>В рунет из всего объема рекламного рынка идет 3% средств. Большая часть денег уходит на ТВ (около 50%). Остальное - в наружку, в принт, в радио. Причем интернет уже приблизился к радио, на долю которого приходится около 5% денег.
<b>DP.RU: Как вырастут вложения в рунет, согласно прогнозам?</b>
<b>Д.А</b>.: В 2009 году перешагнут порог в $1 млрд. В 2010 более $1,5 млрд рекламных денег придет в рунет. В 2008 году прогнозируются темпы роста в 68%. В 2009 году – 71% роста. В 2010 – 54% роста. Не исключено, что все будет расти быстрее.
<b>DP.RU: Как по вашему, интернет-СМИ вытеснят бумажные?</b>
<b>Д.А.: </b>Думаю, между бумажными и интернет-СМИ будет крепкая связь, когда одно медиа дополняет другое. Конечно, бумажные СМИ потеряют какую-то часть рекламы. Однако издательские дома делают проекты, которые связывают принт и интернет. В итоге, должна получится хорошая синергия, которая принесет им много новых денег.