00:0003 декабря 200700:00
92просмотров
00:0003 декабря 2007
СПб. Кроме психоаналитических практик есть еще как минимум один способ понять человеку самого себя и окружающих - изучить повадки крыс, рыб, муравьев.
Множество доказательств тому собрал этолог,
доцент кафедры общей физиологии биолого-почвенного факультета СПбГУ Дмитрий
Белов. Что позволило ему смело и поучительно рассказать, почему общество
потребления или тоталитарный строй не системы, созданные человеком, а
организации, присущие всему живому на планете. Кстати, несколько лет назад
доцент доказал, что революционный дух в человеке зависит от активности
определенных участков мозга, то есть пассионариями не становятся, а рождаются.
Информация довольно удручающая, особенно для тех, кто верит в создание
гражданского общества в России
- Взаимоотношения между людьми рассудочны
процентов на десять, все остальное - инстинкты. Нам только кажется, что мы
поступаем, как хотим, по собственной воле. На самом деле работает генетическая
программа, выработанная десятком тысяч поколений. Практически любому поведению
человека предшествовала долгая эволюция. В животном мире можно найти все: войны,
любовь, дружбу, самопожертвование и предательство.
- То есть, например,
конфликт отцов и детей - это общебиологическая закономерность?
- Конечно.
В зоологии даже есть термин «банда подростков. Это когда молодые особи
сбиваются в стаи и начинают мигрировать. При этом они ведут себя агрессивно:
нападают на старых особей, пытаются согнать их с мест обитания, отобрать гаремы.
Такое поведение можно наблюдать у морских котиков, моржей, некоторых
птиц.
Природа так устроила, что молодым свойственна неофилия. Они любят
все, чего раньше не было: необычные места, формы поведения, одежду. Это
инстинктивная реакция, иррациональное стремление к новому как таковому. С
возрастом этот вектор сменятся на противоположный. Возникает ретрофилия. И тому
и другому можно давать умные философские обоснования, но на самом деле просто
срабатывает генетическая программа. В животном мире молодежь должна приобретать
новый опыт, осваивать новые территории или формы питания. Старшее поколение -
сохранять приобретенные ранее навыки. Это вопрос выживания вида.
- А в
любви какие параллели?
- В плане семейных отношений нашими социальными
двойники являются скорее гуси. Все, что есть у нас, существует и у них:
моногамия, совместное воспитание детей, прочные семейные связи между разными
поколениями, скорбные вдовцы, которые не могут найти замену погибшей супруге, и
гусыни-вамп, отбивающие у соперниц мужей. Основатель этологии лауреат
Нобелевской премии Конрад Лоренц долгие годы посвятил изучению поведения гусей.
Журналы, в которых он протоколировал свои наблюдения, читаются как любовные
романы.
Очень интересные супружеские взаимоотношения у клестов. У них
непонятно, кто над кем доминирует. На первый взгляд кажется, что самка.
Во-первых, самец ее кормит, во-вторых, она более агрессивна, постоянно
наскакивает на него, подавляет своей активностью. Но чем больше она его
терроризирует, тем явственнее с его стороны проявления любви.
У меня это
ассоциируется с эпизодом из одного дамского романа. Его героиня наблюдает в
самолете семейную сцену, происходящую у нее за спиной. Все путешествие жена
«пилит мужа, мол, ты такой-сякой, ни на что не способен. Тот в ответ ни слова.
Героине становится любопытно, что же это за ничтожество там сидит, что даже
ответить ничего не может. Наконец она слышит единственную фразу, сказанную
густым басом: «Ну, дорогая, ну я же гуляю с нашей собачкой. Оглядывается и
видит, что там сидит человек-гора с улыбкой шире плеч. И сразу становится
очевидно, кто в этой паре доминирует.
- Видимо, все-таки дело в том, кто
кого кормит
- Пищевые взаимоотношения, действительно, являются одним из
показателей социального ранга. Если клест-супруг заболевает, то самка начинает
кормить его. Но он этому всячески противится и, как только выздоравливает, сразу
восстанавливает статус-кво. Кормление - это не обязанность, а право
сильного.
Кстати, всем знакома картина: у ребенка каша уже поперек горла
стоит, а бабушка все настаивает, чтобы он съел еще ложечку. Это проявление
пищевой агрессии, распространенной и в животном мире. Бабушка так утверждает
свою социальную значимость. С другой стороны, внук, поддавшись, наконец,
уговорам, оказывает ей любезность. В итоге все довольны.
- Кто наиболее
близок человеку по социальной организации?
- Крысы. У них она
одновременно и отвратительна, и великолепна. Человек недолюбливает этих
животных, потому что, как в кривом зеркале, узнает себя в системе их
взаимоотношений. Например, у крыс гипертрофированно развито противопоставление
свой-чужой.
Поэтому разные кланы крыс воюют друг с другом на истребление,
в буквальном смысле этого слова. Зато внутри клана полная идиллия: преданная
любовь, дружба и взаимовыручка. Агрессия полностью отсутствует. Они настолько
сплочены и готовы на все ради близких, что это не может не вызвать теплых
чувств. У них нет обычной социально-ранговой лестницы, разделяющей
особей-вожаков и аутсайдера. Нет преимущественного права сильного на доступ к
пище. Наоборот, крысы-бойцы уступают место у кормушки слабым особям. Но если
крыса попадет в чужой клан, она будет заживо разорвана на кусочки.
-
Часто в качестве примера социума, близкого к человеческому, приводят все-таки не
крыс, а муравьев
- У муравьев очень «душная социальная организация.
Муравейник принято считать тоталитарным обществом в самом крайнем выражении. Там
нет никакой личной свободы. Нет муравья как индивидуальности, есть только
муравейник. На противоположном полюсе - косяк рыб, яркий пример самого крайнего
либерализма. В косяке практически нет никаких связей между особями - клановых,
экономических или личных. Они вообще никак не различают друг друга: если косяк
перемешать, они даже не заметят. По-научному это называется «анонимная стая.
Единственное, что их объединяет, - видовая принадлежность. Они держатся кучей
только потому, что им так спокойнее. Любому на любого наплевать, сплошное
прайвеси.
Между этими крайностями, как маятник, и колеблемся мы. То
качнемся в сторону коллективистских ценностей, где нормой становится жертвовать
личным (или даже личностями) ради общественного, то в область либеральных
ценностей, со всеми ужасами общества потребления.
Нам только кажется, что
мы поступаем как хотим
На заметку
При участии Дмитрия Белова
создан опытный образец так называемой «глазной мышки, позволяющей управлять
курсором на экране компьютера при помощи глаз.
Дмитрий Белов, доцент
кафедры общей физиологии биолого-почвенного факультета СПбГУ, изучает, как
человеческое общество мечется между муравейником и рыбьим косяком.